Каждый родитель считает, что ребенок в школе должен учиться хорошо. Чтобы хорошо учиться, надо регулярно делать уроки. Беда лишь в том, что практически все дети делать их не хотят. Здесь дело даже не в самой домашней работе, а в борьбе за власть. Если победит ребенок, он будет делать то, что захочет, а не сидеть над учебниками. В некоторых семьях желание родителей усадить детей за домашнюю работу превращается в настоящую войну.
Уроки можно забыть сделать. Их можно сделать, но не предъявить учителю. Можно тянуть время и придумывать разные дела, оттягивая время начала их выполнения. Родителям часто не хватает терпения на уговоры. Они сердятся, наказывают, угрожают, спорят, делают работу за детей. В последнем действии нет никакого толку – дети от этого умнее не становятся. А вообще, если у них нет мотивации делать уроки, то делать они их и не будут.
Вы, конечно, можете подумать про себя: «Откуда вы знаете, как поступит мой ребенок? Я могу его мотивировать, на что угодно». Однако с детьми каждый раз все получается по-разному. Сегодня они послушны и с радостью принимаются за дела, а завтра почему-то не захотят ничего делать.
Что делать, чтобы заставить ребенка выполнить домашнее задание
1Спросите себя, что действовало раньше
Вспомните случай, когда ребенок быстро и без проблем выполнил домашнее задание. Почему это произошло? Вы пообещали ему после занятий прогулку или мультики? Вы сидели рядом и морально поддерживали? Если не помните, спросите об этом его самого. Возможно, стоит использовать те же способы воздействия, что и в прошлый раз.
2Прекратите заставлять
Если вы привыкли заставлять ребенка делать домашнюю работу и уже устали от постоянных войн, пора придумать какой-нибудь другой способ. Можно вообще перестать вмешиваться. Пусть домашняя работа будет делом учителя и ученика. Если учитель столкнется с тем, что ученик постоянно дома ничего не делает, он, возможно, найдет другие способы работы с ним. Не надо нервничать и думать, что без вас не справятся. Занимайтесь своим делом, а ребенок пусть занимается своим.
3Сделайте перерыв
Если вы уже в течение долгого времени заставляете ребенка сесть за уроки, но без толку, сделайте перерыв хотя бы на 5-10 минут. Постоянное раздражение может привести к повышению кровяного давления и прочим проблемам со здоровьем. Отдохните. Пусть и ребенок отдохнет.
4Установите время выполнения и условия домашней работы:
- Домашнее задание надо выполнять вечером, в одно и то же время.
- Домашнее задание лучше выполнять не в детской комнате, а в гостиной.
- Если оценки в школе постоянно плохие, надо сократить время просмотра телевизора. Пусть в освободившееся время ребенок сосредоточится на учебе.
- Возьмите за правило не проводить в выходные никаких развлечений до тех пор, пока не будут выучены уроки.
Дайте возможность ребенку самостоятельно справляться с последствиями своего безделья. Если ребенок не хочет делать уроки, и никакие уговоры не действуют, пусть и ничего и не выполняет. Слишком большой контроль и борьба за власть ни к чему хорошему не приведет. Вы попросту станете врагами. Некоторые дети специально не хотят подчиняться родителям, чтобы показать, кто тут главный. Есть и другая сторона – если на детей слишком сильно давить, они могут вырасти несамостоятельными и неспособными принимать решения.
Домашняя работа – это то, по поводу чего ребенок сам может принимать решения. Их у него два: делать работу или не делать. Последствия и оценки будут зависеть от его выбора.
Каким бы ни было решение ребенка, задайте себе потом следующие вопросы:
- Довольны ли вы тем, что происходит?
- Если нет, что вы хотите изменить?
Если ребенок принял решение ничего не делать, оценки становятся плохими, и ничего не меняется, пора вмешаться. Но не раньше. Не надо все полностью контролировать. Надо лишь предложить составить план выполнения домашней работы и попросить обращаться к себе с непонятными вопросами.
Почему важно, чтобы ребенок не выполнял домашние задания у себя в комнате? Потому что велика вероятность того, что там он будет заниматься совсем другими делами. Если же он работает в гостиной у всех на виду, то ему действительно придется заниматься делом. Поставьте условие, что если оценки станут лучше, ему можно будет перебраться в свою комнату.
Необязательно решать учебные проблемы только в кругу семьи. Можно встретиться с учителем и в присутствии ребенка поговорить. Можно попросить учителя оставить ребенка после уроков и объяснить материал ему еще раз или проконтролировать его усвоение. Может быть, учитель и согласится.
Важно понимать, что мотивация зависит от свободы и права решать. Если ребенок принял решение, и оно оказалось неправильным – невыученные уроки привели к плохим оценкам – он, возможно, сам придет к тому, что уроки все-таки лучше делать. Позвольте ему сделать выбор и прочувствовать последствия своего решения. Когда ребенок поймет, что был не прав, он будет более ответственно относиться к делу. Важно, чтобы он не боялся вас, а делал уроки сам, потому что несделанная работа может привести к плохим последствиям. Делать плохой выбор тоже надо учить. Пусть это ребенок делает в вашем присутствии, чем потом будет по жизни бояться принимать самостоятельные решения.
Неспособность к обучению
Если ребенок категорически не хочет выполнять домашнюю работу, это может указывать на неспособность обучаться. Если это так, ему может понадобиться помощь не только учителей, но и других специалистов. Не обязательно они будут работать с ребенком. Но они могут дать вам ценные рекомендации, которые помогут вам легче взаимодействовать друг с другом и справиться с учебой.
Правда, и здесь подстерегает опасность. Некоторые дети с нарушением обучаемости, а также дети-инвалиды, с которыми слишком много нянчатся, часто требуют большего внимания к себе вовсе не потому, что не могут что-то сделать, а потому, что не хотят. Их вполне устраивает, что за них все делают. Стремитесь все-таки к тому, чтобы хотя бы определенную долю домашней работы ребенок выполнял сам.
Руководство или выполнение работы за ребенка
Детям, безусловно, надо помогать. Но это не значит, что надо за них все делать. Не стоит слишком много брать на себя. Помощь можно предложить лишь в проверке выполнения домашнего задания, но не в выполнении его с самого начала и до конца.
Пусть дети сами делают уроки. Когда они попросят помощи, подойдите и посмотрите, что от вас требуется.
Верьте своим детям. Не смотрите на них, как на врагов, желающих вас постоянно обманывать. Не смотрите на них, как на беспомощных котят, которые не могут обойтись без вашей помощи. Вы можете предложить помощь, а ребенок может это расценить как: «Ты ничего сам не умеешь, опять придется за тебя все делать». Если у вас не просят помощи, этого не требуется, только и всего.