Гиперактивность характеризуется чрезмерной двигательной активностью, возбудимостью. Такое состояние говорит о неуравновешенности нервной системы, сопровождает психические расстройства. Родителям гиперактивных детей помогут полезные советы.

Убедиться в диагнозе

Нередко за гиперактивность принимают нормальную для детей подвижность, потому стоит убедиться в диагнозе. Направление к узкому специалисту выдаст педиатр. Это может быть невролог, психолог, психиатр.

Врач определит, гиперактивен ли ребенок, имеется ли психическое расстройство, в каком состоянии нервная система. О гиперактивности можно судить только после комплексной диагностики, в ходе нее выявляются сопутствующие проблемы.

Избегать отрицания и объяснять запреты

Гиперактивному ребенку нельзя просто запретить что-то. Обязательно объяснять причину запрета, почему так нельзя делать, как лучше поступить. Говорить спокойно, без раздражения, повышения интонации.

В разговоре избегать отрицания. «Не бери конфеты» лучше заменить «Скоро будет обед. Съешь суп, а потом возьми конфеты». Такой вариант намного понятнее.

Доверие и позитивная модель общения

С любым ребенком нужно постоянно общаться, при гиперактивности важно правильно построить модель общения. В основу отношений ложится доверие, страх исключается. Ребенку важна поддержка, помощь в трудных ситуациях, сглаживание конфликтов.

Общаться с гиперактивным ребенком в положительном ключе. Его успехи, хорошее поведение отмечать похвалой. Здесь тонкая грань – похвала не должна быть умеренной, нельзя чрезмерно превозносить какие-либо достижения или поступки.

Что такое хорошо и что такое плохо

С этими понятиями нужно знакомить любого ребенка, причем это знакомство не должно ограничиваться только известными стихами Маяковского. Вседозволенность – ошибка, которая может стать катализатором для серьезных проблем в будущем.

Ребенок должен не просто знать, что какое-то действие запрещено, но понимать причину этого. Хорошие поступки поощрять, а плохие объяснять. На второй раз к объяснению нужно присоединить наказание. Упреков недостаточно, гиперактивные дети их плохо воспринимают.

Поощрение и наказание

Один из вариантов – оперантное обусловливание. Это методика коррекции поведения, образующая условные рефлексы. Необходимо выработать систему поощрений и наказаний. Такая методика используется даже педагогами, существуют методические программы, пособия в этом направлении.

Наказывать за провинности сразу же, не допуская промедлений. Такие временные рамки крайне важны. Поощрение также должно сразу следовать за хорошими поступками или поведением. Поощряя, родитель подкрепляет положительные действия.

Поощрения и наказания должны быть продуманы. Необходимо создать систему, эффективно вовлечь в ее формирование самого ребенка. Полезно визуализировать созданные правила – их можно написать, оформить в виде картинок. Наглядный материал должен быть на виду, периодически сформулированные правила с ребенком проговаривать.

Один из эффективных методов вознаграждения – знаковая система. За хороший поступок ребенок получает звездочку, смайлик или другой знак. За плохие действия поощрение аннулируется. Можно завести для знаков дневник или плакат. За определенное число накопленных знаков купить игрушку, сводить ребенка в развлекательный центр, придумать иное поощрение.

Вместо знаков можно использовать балльную систему. Ее преимущество в том, что она хорошо готовит ребенка к школьным оценкам, учит его адекватно воспринимать любые отметки.

Давать четкие и последовательные задания

При гиперактивности страдает логическое и абстрактное мышление ребенка, потому ему нужно все четко разъяснять. Общаться с гиперактивными детьми следует короткими предложениями, лишние смысловые нагрузки исключить.

Еще один важный момент – последовательность. Одновременно несколько поручений ребенку давать нельзя. Сначала поставить перед ним одну задачу, следующее задание давать после ее выполнения. Если в одном поручении несколько действий, формулировать его четко, кратко разъяснив необходимую последовательность, понятную и логичную.

Соблюдение режима и здоровый сон

Гиперактивным детям нужен четкий распорядок дня. Это касается разных аспектов – пробуждения, отхода ко сну, приемов пищи, занятий, прогулок, игр, отдыха. Если ребенок еще не ходит в школу, то соблюдение режима станет отличной подготовительной базой.

Важным моментом в распорядке дня гиперактивного ребенка является здоровый спокойный сон минимум 7-8 часов. Если засыпает ребенок плохо, то помогут следующие советы:

  • укладывать ребенка спать всегда в одно время, отклоняться от режима в исключительных случаях;
  • проветривать перед сном помещение;
  • после последнего приема пищи должно пройти минимум 2-3 часа;
  • правильно выбирать постельное белье, одеяло – важны тактильные ощущения, комфортная температура;
  • исключить свет, шум – сну может мешать яркий уличный фонарь, тиканье часов, работающая техника, при необходимости оставлять ночник, но с мягким ненавязчивым светом;
  • хорошему сну способствует пешая прогулка перед ним;
  • в рационе должно быть достаточно магния, его источниками являются зеленые листовые овощи, орехи, бобовые культуры.

Следует помнить, что с гиперактивностью часто соседствует нарушенное восприятие времени. Родители должны следить за соблюдением режима, но мягко. Нельзя резко прекращать одно занятие, чтобы перейти к другому. Нужно заранее предупредить ребенка, что время выходит.

Распорядок дня лучше визуализировать – оформить расписание в плакат, сделать интересные картинки. Ребенка обязательно вовлечь в работу. Если он еще не умеет определять время по часам, то научить. Важно познакомиться не только с электронным временем, но изучить часы со стрелками – сегодня есть много интересных игр такого плана.

Гиперактивность проявляется повышенной возбудимостью, нетерпеливостью, беспокойством. Успокоить ребенка можно разными способами:

1Тактильный контакт – погладить по голове, обнять.

Эффективно гладить ребенка по спине, это хороший расслабляющий массаж.

2Смена деятельности.

Можно вовлечь ребенка в спокойную игру, отправиться с ним на прогулку, предложить интересную книгу для чтения или рассматривания картинок.

3Внести смысл в деятельность ребенка.

Если он бесцельно носится по квартире и шумит, то превратить это в увлекательную игру. Можно заняться поиском клада, поиграть в «Море волнуется раз».

4Спокойная музыка.

Это могут быть современные песни, специальная музыка для релаксации, мамино пение.

5Успокаивающая ванна.

Такая мера применяется перед сном. Успокаивающим действием обладает ромашка, лаванда, хвоя, шалфей, мята, пустырник, валериана. Перед применением проконсультироваться с врачом, убедиться в отсутствии аллергии на выбранное средство.

Концентрация внимания и формирование усидчивости

Гиперактивные дети неусидчивы, они елозят на месте, вскакивают с него, плохо концентрируют внимание. Особенно остро эта проблема встает в школе, потому прорабатывать ее надо заранее.

Ребенку нужно организовать свой уголок для занятий, причем место для игр должно находиться отдельно. В зоне для учебы не должно быть отвлекающих факторов – фотографий, плакатов, игрушек, включенного телевизора.

Сегодня есть множество готовых игр на внимание, придумать занятия можно самостоятельно. Гиперактивного ребенка надо знакомить с пазлами, мозаикой, логическими, прочими развивающими играми и игрушками. Они требуют внимания, усидчивости. Начинать с простейших занятий, которые под силу ребенку. Постепенно задачу усложнять. Всегда помнить о его предпочтениях – задания должны быть увлекательными.

Никакого переутомления

Гиперактивные дети будто обладают нескончаемым запасом энергии, потому многие родители весь день заполняют занятиями, секциями, кружками. Они должны быть, но в меру. При физической активности нервная система может быть истощена.

Важно правильно сочетать активные занятия с отдыхом, умственную и физическую нагрузку. Нельзя перегружать ребенка, иначе это вызовет стойкое отвращение, неприятие занятий.

Соответствие своим стандартам

Можно бесконечно объяснять ребенку правила поведения, но без личного примера ничего не выйдет. Взрослые члены семьи, близкое окружение должны сами соответствовать своим стандартам.

Важно проводить параллели – ребенок учится, а родители работают, ему нужно собрать игрушки, а маме вымыть пол. Нельзя требовать с детей больше, чем это делают сами взрослые.

Медикаментозная терапия

Гиперактивность является следствием неуравновешенности нервной системы, проявляется повышенной возбудимостью. Справиться с этим помогают успокоительные препараты. Назначать медикаментозную терапию должен врач. Только специалист определит необходимость такого лечения, подберет правильный препарат, его дозировку, схему приема. Назначению лекарств должно предшествовать комплексное обследование.

Гиперактивность не является проблемой только детей, она может проявляться у подростков, во взрослой жизни. В борьбе с ней предпочтение отдается немедикаментозным методам, лекарства используют только в крайних случаях. Дети в своей гиперактивности не виноваты, потому родителям надо относиться к ситуации с пониманием, запастись терпением.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here