Логика — наука о правильном мышлении. Это учение о способах рассуждений и доказательств. Между языком и сознанием существует тесная связь. Мышление — это процесс, с помощью которого решаются повседневные, философские проблемы.

Чтобы научиться логически мыслить следует:

  1. Знать теоретические основы логики.
  2. Правильно совершать мыслительные операции.
  3. Использовать формы: понятие, суждение, умозаключение.
  4. Аргументировать мысли опираясь на законы логики.
  5. Решать логические задачи.

Учение о способах, формах рассуждений, доказательств зародилось на Востоке. Основы логики заложил Аристотель, который основал дедуктивный и индуктивный метод. Теорию построения умозаключений ученый изложил в труде «Органон».

В XVI веке мир разделился на эмпириков и рационалистов. Одни доверяли только индуктивным исследованиям. Немецкий ученый Лейбниц провел первые логические исчисления. Джордж Буль создал математическую логику.

Вклад в дедуктивный метод внес Декарт, который относился к рационалистам. Согласно методу, знание признают истинным, если понятно человеческому разуму.

Дедуктивные умозаключения проверяют, следуя законам логики:

  • тождественность;
  • отсутствие конфликта;
  • отсутствие третьего;
  • аргументация.

Анализ языка

Логики видят в языке систему знаков. Предложения, слова, буквы — символы. Фреге — основоположник современной логики заметил, знаки несут двойную информацию. Они обозначают объект, указывают дополнительные сведения. Треугольник Фреге состоит из трех компонентов:

  • знак;
  • смысл;
  • значение.

Законы логики

Логические законы объективны. Они действуют независимо от воли человека.

Законы логики:

  1. Тождества. Понятия о предмете, мысль остаются неизменными. В процессе рассуждения понятия употребляются в одном значении.
  2. Противоречия. Противоположные суждения не могут быть истинными.
  3. Исключенного третьего. Два противоречащих суждения — одно истинно, другое ложно, третье не дано.
  4. Достаточного основания. Умозаключения опираются на проверенные решения.

Формы мышления

Основными логическими формами являются суждения, понятия, умозаключение. Суждение отражает связи между явлениями и предметами. Они бывают общими, частными, единичными. Умозаключения делают на основе нескольких суждений. Различают 2 вида выводов — индуктивный и дедуктивный.

Человек неосознанно делает умозаключения, классифицирует, сравнивает, анализирует. Логическому размышлению можно целенаправленно учиться.

Виды мышления

Существуют три вида логического мышления:

  • образное (наглядное);
  • абстрактное;
  • словесное (вербальное).

Наглядно-действенное сознание формируется в раннем возрасте. Образное — применяют 30% учащихся средних классов.

Мышление образами

Ученики начальных классов мыслят образами. Сегодня у дошкольников компьютеры заменяют игрушки. Отсутствует ручной труд, что приводит к низкому наглядно-действенному размышлению. Дети в дальнейшем плохо обучаются.

Сознание ребенка 6-7 лет на переломном этапе. Ученик анализирует, логически мыслит. Родители используют занятия, связанные с визуализацией:

  • лепку;
  • конструирование;
  • упражнения;
  • игры;
  • ручной труд.

Необходимо создать условия для наглядно-действенного мышления. Логические игры направлены на тренировку ума. Задачи, упражнения полезны в любом возрасте.

Задания для развития навыков у взрослых и детей:

  1. Написать за 3 минуты слова на букву «л», «т», «ф».
  2. Описать словами зонт, соседнее здание, падающий снег.
  3. Написать различия между фруктами и овощами.
  4. Прочитать задом наперед словосочетания.
  5. Назвать слово, не подходящее по смыслу.
  6. Описать слова, используя 2 глагола, 3 существительных, 5 прилагательных.

Абстрактно-логическое мышление

Абстрактные рассуждения — отвлечение в процессе познания. Неумение абстрагироваться является причиной непонимания математических задач. Педагоги учат детей мыслить абстрактными понятиями.

Логическое мышление. АБВГДейка

 

Словесно-логическое мышление

Наличие словесно-логического рассуждения предполагает, что человек виртуозно владеет словом. Способность думать, рассуждать появляется в дошкольном возрасте. Сознание формируется, развивается на протяжении жизни.

Для развития логического мышления рекомендуют:

  • тесты;
  • задачи;
  • логические игры;
  • загадки;
  • тренировку интуиции;
  • чтение детективов;
  • научиться писать левой рукой, левше — правой.

Развивающие упражнения

  1. Перечислить 10 предметов с общим свойством.
  2. Назвать предмет и ассоциацию.
  3. Составить предложение из 3-х слов.
  4. Учитель читает незнакомый рассказ. Школьники продолжают текст, придумывают окончание.

Практика показывает, что разделение мышления условные. Классификацию используют для диагностики психического развития. Применяют все виды рассуждений. Психологи используют упражнения для развития мозга.

Ученику младшего класса интересны игры, которые вызывают положительные эмоции. Педагоги используют шахматы, шашки, конструкторы, стимулируя интерес к учебе. Настольные игры развивают память, умение общаться, размышлять.

Практические рекомендации

Определенные умения, навыки вырабатываются в дошкольном возрасте. В школе ученик анализирует, конкретизирует, обобщает. Занимательные задачи, математические игры проявляют у детей интерес. У ребенка появляется желание учиться.

Чтобы правильно решить задачу надо сосредоточиться. Ребенок не справился с загадкой. Необходимо вернуться к условию, прочитать первое предложение. Ребенку задают вопрос, что он понял из текста. Переходят ко второму предложению. Преподаватель решает задачу вслух. Ребенок следит за ходом мысли, пока не поймет принцип решения.

Развивающие задания

Для школьников (начальные классы)

  1. «Аналогия». Продолжить ряд 2, 4, 8, 16.
  2. «Исключение лишнего». Из ряда чисел выбирают лишнее.
  3. «В худшем случае». Доказать утверждение для самого неудобного случая.
  4. «Классификация». Разбить объекты на подмножества по сходным признакам.

Логические задачи вызывают у детей интерес к предмету. Задания на взвешивания, переливания помогают в жизни. Для решения задач используют:

  • рассуждения;
  • таблицы;
  • блок-схемы;

Математическое мышление

Особенность математического сознания помогает понять суть разных явлений. Человек с таким складом ума решает все проблемы. Он обладает способностью:

  • воспринимать ошибки, как возможность развиваться;
  • раскладывать решение проблем на последовательные этапы.

Личность с математическим мышлением отличает правду от вымысла. Это склад ума человека, который стремится к высоким целям. Типы математического мышления:

  • топологическое;
  • порядковое;
  • метрическое;
  • алгебраическое;
  • проективное.

Пространственное мышление развивают с детского возраста. Психологи используют задания с бумагой, со спичками.

Задания для развития ума:

  1. «Составление предложений». Выбирают 3 не связанных объекта и составляют фразу.
  2. «Логические цепочки». Выбирают 2 предмета и находят связь между ними.
  3. «Я скажу по-другому». Придумать фразу, потом сказать иначе.
  4. «Угадывание на ощупь». С закрытыми глазами распознать предмет.
  5. Искусство оригами развивает нестандартное мышление, математические способности.
  6. Графические тренажеры.

Тренировка памяти: советы

Взрослый человек может развить память, совершенствовать способности. Человеку никогда не поздно тренироваться. Мышцы принято накачивать в тренажерном зале. Интеллектуальный уровень повышают тренировкой ума. Интерес к учебе, запоминание, развивают память.

Для развития интеллекта полезно:

  • много читать;
  • решать кроссворды;
  • логические задачи;
  • выучить новый язык;
  • вспомнить по именам первых учителей;
  • учить цитаты, афоризмы, притчи.

Мозгу также необходимы сон, правильное питание, физические упражнения. Запоминают большие объемы информации. Существуют специальные приемы, которые облегчат запоминание: акростих, визуализация, рифмы, порции.

Упражнения для развития творческого потенциала

Характеристика личности с творческим потенциалом:

  • хорошая память;
  • необходимые знания;
  • смелость;
  • ответственность;
  • критическое восприятие;
  • доводит дело до завершения.

Для развития креативности отказываются от стереотипов. Расширить кругозор помогают книги по саморазвитию, художественная литература, путешествия.

Упражнения:

  1. «Монолог». Написать монолог неживого предмета — зеркала, сумки, мяча.
  2. «Письмо в прошлое». Вспомнить себя в 10 лет. Написать письмо ребенку.
  3. «Инструкция». Написать инструкцию, как научить кошку петь.

Совет:

Логическое мышление следует развивать ежедневно. Взрослый человек может развить творческий потенциал, занимаясь по 15-20 минут в день. Следует завести журнал, куда записывают идеи.

Проверить уровень навыков можно при помощи тестов.

Тест Равена

Для определения интеллекта человека психологи используют тест Равена. Существуют 3 различные формы:

  • стандартные;
  • цветные;
  • расширенные.

Стандартные задания предназначены для детей и взрослых от 8 до 65 лет. Тест цветные матрицы используют для детей 5-ти лет, взрослых старше 65 лет. Задание стимулирует умственную активность человека.

Расширенные матрицы подходят взрослым и подросткам с интеллектом выше среднего. Считается, что тест Равена универсален. Тестированием оценивают возможности человека при приеме на работу, в учебных заведениях.

Логика. Основы Логики. Логическое Мышление

Вывод

Тренируют логику регулярно разными методами. Самый действенный способ развития — решение логических задач.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here