Если целью родителей является воспитание инициативного человека, способного достигать поставленных целей, то нужно с самого раннего возраста придерживаться правильной тактики, как развить у ребенка самостоятельность. Для этого используется личный опыт, если он был положительным или методы, разработанные детскими психологами, педагогами.

Что это такое самостоятельность ребенка

Под термином самостоятельность родители не всегда понимают истинное определение. Без помощи посторонних принимать пищу, одеваться или проводить другие действия, которые соответствуют нормальному развитию человека, еще не относится к этому понятию. Точнее назвать самостоятельностью можно свойство личности, характеризующее следующими способностями ребенка:развить у ребёнка самостоятельность

  • Принятие решения без участия взрослых.
  • Адекватная оценка ситуации, действий, последствий.
  • Проявление инициативы, понимание ее границ, актуальности именно для имеющейся ситуации.
  • Умение сопоставлять цели и полученный результат.

С психологической точки зрения, самостоятельность выражается в разносторонних признаках личности, проявление которых меняется в зависимости от взросления ребенка. Кроме возрастных особенностей, на уровень самостоятельности влияет воспитание. Насколько правильно и своевременно родителями было развито это свойство у ребенка, зависит дальнейшее его восприятие жизненных ситуаций, поведенческие особенности.

Основные методы развития самостоятельности

Формирование личностных качеств ребенка во многом зависит от того, как ведут себя с ним родители, общаются и воспитывают. Для каждого периода жизни должно быть соответствующее взаимоотношение между взрослым и ребенком. Об этом не нужно забывать и как бы не хотелось контролировать все происходящее, нужно самим родителям научиться предоставлять определенную свободу, выбор своему чаду.

Начиная с младенчества, уже нужно предпринимать действия для постепенного развития самостоятельности у ребенка. По мере взросления должна меняться тактика к поддержанию, развитию личностных качеств. При правильном подходе это станет основой для формирования различных свойств характера, помогающих достигать поставленных целей, нести ответственность за свои поступки, проявлять инициативу и не терять уверенности в своих силах.

Как развить самостоятельность у малышей и дошкольников

Для родителей иногда сложно осознать, что ребенок взрослеет и пора ему разрешать самостоятельно познавать мир. В большинстве случаев именно из-за чрезмерной опеки взрослых маленький человек не может проявить себя.

Исходя из практического опыта, а также заключений опытных специалистов, полезными для развития самостоятельности у ребенка будут следующие методы воспитания:

  1. Еще у младенца нужно поощрять его любознательность и оказывать помощь только при необходимости. Например, тянется ребенок за игрушкой или другим интересующим предметом, не нужно его пододвигать, давать в руки. Правильней будет дать ему возможность достичь свою цель, получить удовлетворение.
  2. Последовательность просьб, действий. Если малышу поставлена задача, то при появлении затруднений ее не нужно сразу менять, иначе у ребенка выработается понимание, что поставленные цели выполнять необязательно.
  3. Позволять принимать решение. Естественно, что должны соблюдаться ограничения, так как дошкольник еще не способен нести ответственность за свои действия, но если ребенок предпочитает игры с песком, чем принудительное катание на качелях, то это можно ему и позволить.
  4. Набраться терпения, если поторапливать, то умеренно. Малыши и дошкольники осваивают обслуживание себя, что для них является сложным занятием, когда для человека, уже умеющего все это делать, задача считается простейшей. Чем больше родители будут оказывать помощь, пока, например, ребенок одевается, тем дольше он не научится это делать. Рекомендуется набраться терпения и пусть это мероприятие будет продолжительным, с каждым разом у чада будет получаться осуществлять действия быстрее. Тактика подходит не для всех случаев, включая утренние сборы в детский сад, но, когда есть свободное время, можно малышу дать определенные вещи или обувь и пусть он отрабатывает технику одевания.
  5. Не подавлять инициативу. Маленькие дети стремятся участвовать во многих делах, пытаются помогать, но по мере взросления это желание снижается. Чтобы такую вероятность свести к минимуму, одновременно приучить к самостоятельности, нужно поддерживать инициативу ребенка, даже если она приведет к некоторым дополнительным трудностям. Например, если малыш хочет помочь в приготовлении еды, ему можно поручить несложные задания, хотя возможно после этого придется мыть ребенка, кухню.
  6. Приучать к порядку. Для начала это могут быть просьбы сложить игрушки, сопровождающиеся восхищением, как красиво и аккуратно стало. Хорошо будет одновременно делать приборку, доверять несложную работу. Сами родители также должны организовывать ребенку порядок в комнате, пока он еще неспособен это делать самостоятельно. Требования порядка при отсутствии его дома не даст положительных результатов.
  7. Показывать пример. У детей, особенно в раннем возрасте, развито стремление подражать взрослым и хорошо, если это будут те качества, которые потребуются для последующей самостоятельности.
  8. Похвала и поддержка. Если что-то не получается, а это неизбежно, нужно подбадривать малыша, хвалить за его попытки выполнить задание, убеждать, что все получится. Агрессия, крики и ругательства способны к обратному эффекту.

Родителям важно понимать, что по мере взросления должна меняться тактика воспитания, опеку нужно корректировать, ребенку давать больше свободы. Не всем взрослым это удается, появляются сложности в доверии маленькому человеку, боязнь наступления проблем, но с этим нужно бороться во благо становления личностных качеств ребенка.

Как развить самостоятельность у школьников и подростков

К 6-7 годам ребенок уже частично сформированная личность, регулировать которую становится сложнее, возникают протесты, противоречия, некоторые дети начинают настойчиво выражать свое мнение. Задачей родителей является регулирование действий таким образом, чтобы уже сформированные задатки самостоятельности укреплялись, а также образовывались новые.

Развивать самостоятельность можно следующими способами:

  • Следует определить обязанности ребенка, за которые он несет ответственность. Это может быть уход за питомцем, приборка компьютерного стола, вынос мусора и так далее. Если обязанности игнорируются не по уважительной причине, то нужно постараться выдержать время, но не делать их другим, показать, какие могут быть последствия, насколько важно своевременное выполнение этих действий.
  • Свобода выбора. Наступает пора, когда навязывание вкусовых предпочтений родителей нецелесообразно, но с учетом определенных границы. Выбор канцелярии, книг, цвета одежды, расположения мебели в комнате, порядок приготовления портфеля и другие действия можно полностью доверить ребенку. Это научит его практичности, анализу своей деятельности, а также исправлению ошибок. Именно свобода выбора провоцирует развития ряда личностных качеств, переходящих в осознанную самостоятельность.
  • Мотивация. Для каждого действия должна быть четко определена мотивация, ее должен понимать ребенок. Задача родителей ее объяснить, чтобы спровоцировать заинтересованность в своей работе.
  • Поддержка. Любой человек, особенно маленький, должен понимать, что он несет ответственность за свои поступки, бороться с возникающими трудностями, но в тяжелый для него период у него есть поддержка взрослых. Об этом нужно говорить, показывать, но не становится навязчивыми в стремлении помочь.
  • Развитие самостоятельности в учебе. Воспитать настоящего отличника путем выполнения за него заданий, не получится. Уже с середины 1-го класса нужно приучать ребенка самостоятельно выполнять уроки, а задача родителей корректировать, направлять ученика. Не нужно культивировать высокие оценки любой ценой, провоцировать ненормальную боязнь за плохие отметки. Рекомендуется объяснить для чего нужны знания, какие возможности открываются перед человеком, если он успешно учится. Важно внушить, что даже при плохой оценке не нужно отчаиваться, а следует приложить усилия для исправления ситуации.
  • Постепенное приучение к деньгам. По возможности выделяется определенная сумма на карманные расходы, ее размер не меняется определенное время. Ребенок будет учиться рассчитывать расходы, контролировать потребности. Необходимо объяснить, что деньги достаются трудом, для жизни важно их рациональное распределение.
  • Личное пространство. Школьники, а тем более подростку хочется по быть одному и это личное пространство нужно постараться обеспечить. Постоянные вопросы, тотальный контроль способны не только дополнительно раздражать, но и провоцировать агрессию.

Развить самостоятельность у подростка сложнее, так как при отсутствии четкой схемы воспитания в детстве, кардинально поменять мировоззрение молодого человека проблематично. Иногда поведение объясняется особенностями переходного возраста и пассивность, отсутствие целей, протесты имеют временный характер.

Ребенок, не приученный принимать решения, не сможет проявлять себя во взрослой жизни. Степень его самостоятельности повлияет на будущее, а сформировать и развить ее под силу взрослым, окружающих малыша, школьника или подростка. Это должны понимать родители, научиться в свое время «отпускать» свое чадо, понимать его потребности и не забывать, какими они были в этом же возрасте.

6 Способов Научить Ребенка Самостоятельности. Подросток и Ответственность

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here