«Страх – убийца разума. Страх – это маленькая смерть, влекущая за собой полное уничтожение» – говорит американский писатель Фрэнк Герберт. Чувство, которое заставляет человека проявлять осторожность в опасных ситуациях и оберегает от необдуманных поступков, выйдя из-под контроля, может породить большие проблемы.

Поселившийся в сознании устойчивый страх влияет на характер, предопределяет линию поведения. Человек, который постоянно чего-то боится, не умеет радоваться жизни, не в состоянии адекватно реагировать на происходящее. Ему трудно приспосабливаться к окружающей действительности, он практически лишён возможности добиться жизненного успеха.

Психологические изменения в подростковый период

Возраст от 12 до 16 лет (с небольшими «плюс», «минус» у разных людей) – переходный от детства к взрослости. Это период полового созревания и других серьезных физиологических изменений в организме. В медицине эти процессы называют «пубертатом». В подавляющем большинстве родители хорошо осведомлены о данных обстоятельствах (кроме, возможно, медицинского термина) и готовы к ним.

Хуже обстоят дела с пониманием, что в пубертатный период происходит социальное взросление: ребенок серьезно задумывается о своем месте среди окружающих и в жизни вообще. На неокрепшую, формирующуюся психику обрушиваются проблемы, о которых маленький человек ранее не подозревал. Взрослая жизнь – кажется подростку – таит в себе одни опасности и не принесет ничего хорошего. Возникает тревога. Это уже не детская боязнь пауков или темноты. Это страх перед самой жизнью. В это время ребенку, как никогда ранее, требуется внимание и участие родителей.

В России один из самых высоких уровней самоубийств среди подростков (16 на 100 тыс.). Это почти в 3 раза больше среднемирового показателя. Особо распространенные причины: любовные неудачи, конфликты с родственниками, страх перед будущим, отверженность. Задумываются о суициде половина девушек и каждый четвертый юноша.

Основные проблемы подростков

Стремительно взрослеющий человек мучительно ищет ответ на вопрос «Кто я в этом мире?» Как правило, он хочет соответствовать своей социальной группе, то есть быть «как все». В то же время формирующаяся личность боится утратить индивидуальность и раствориться в окружающей «биомассе». Она стремится к независимости и борется за свободу собственного выбора. При этом ресурсы весьма ограничены. Противоречия, несоответствие желаний и возможностей порождают сомнения в собственной полноценности, тревоги и страхи:

1Подросток (тинэйджер) боится отличаться от друзей.

Он хочет чувствовать себя частью социальной группы: говорить, выглядеть и одеваться, как все.

2Оценка сверстников для подростка имеет определяющее значение.

Ему очень важно быть равноправным членом своей команды. Малейшее подозрение, что им пренебрегают, может стать причиной депрессии.

3Тинэйджера беспокоит его внешний вид.

Он стесняется угрей на лице, переживает из-за того, что фигура далека от совершенства, одежда недостаточно престижна, прическа не модна. Несущественные детали облика доставляют юноше или девушке большие страдания.

4Тревогу подростка вызывает раннее или, наоборот, замедленное половое созревание.

Мальчики боятся, что при сексуальном контакте не смогут удовлетворить партнершу. Девочки переживают, что у них «что-то не так».

5Старшеклассник много думает о предстоящей самостоятельности и независимости.

Правильно ли выберет профессию, сможет ли занять достойное место в обществе, сумеет ли обеспечить себя и будущую семью? Подросток боится не справиться с вызовами взрослой жизни.

6Школьные оценки по важным предметам воспринимаются как показатели успеха на пути к поставленной цели.

«Неуд» может стать причиной нервного срыва.

7В подростковом возрасте усиливается знакомый с раннего детства страх перед разводом родителей.

Приходит понимание, что это тяжелое событие чревато утратой социального статуса.

Большое эмоциональное напряжение, в котором долгое время пребывает тинэйджер, могут породить у него страхи «сойти с ума» или в порыве гнева совершить преступление.

8Ранняя влюбленность – отдельная и очень сложная тема.

Нет смысла пытаться раскрыть ее в рамках небольшого текста. Но стоит напомнить, что страсть несовершеннолетнего по силе и влиянию на судьбу не отличается от такого же чувства взрослого. Причём до сих пор неизвестно, какая любовь более «настоящая»: безрассудная в 14–16 лет или та, что толкает в объятья друг к другу взрослых людей и служит поводом для создания семьи.

Когда необходима родительская поддержка?

То, что у ребенка начались психологические проблемы переходного периода, чуткие родители заметят очень быстро. Подросток становится более стеснительным, скрытным, ранимым, рассеянным. Ему по несколько раз приходится повторять просьбы и указания. Он готов часами разговаривать с друзьями по телефону и прекращает диалог или уходит в другую комнату в случае появления родителей. Те постепенно перестают быть доверенными друзьями и лучшими советчиками. Это нормально и естественно.

Плохо, если периодически реакции ребенка на рутинные ситуации становятся неадекватными. Безобидное замечание – повод для истерики, неожиданный звонок в дверь порождает панику, стократно обыгранная на телевизионном шоу сентиментальная сцена вызывает поток слез…

Это сигналы о больших и малых психологических проблемах. Подростку необходима помощь.

Что должен делать родитель?

  • Приложить максимум усилий, чтобы вызвать ребенка на откровенность. Здесь поможет рассказ о проблемах собственной юности и их благополучном разрешении. Естественно, с сыном максимально отрытым будет отец, с дочерью – мать.
  • Предоставить взрослеющему человеку возможность «излить душу» – очень эффективный психотерапевтический прием, который поможет преодолеть тревоги и страхи. Слушать «пациента» надо очень внимательно, сочувствуя ему и сопереживая. Ни в коем случае не допускать критику или ироническое отношение к «исповеди».
  • Быть готовым ответить на сложные вопросы о физиологических особенностях переходного возраста, взаимоотношении полов, общечеловеческих ценностях. Честность и откровенность – прежде всего: лучше сознаться в некомпетентности, чем дать ребенку повод для сомнений в искренности.
  • Не считать разговоры сына или дочери с друзьями об одежде, взаимоотношениях в группе между ее разнополыми членами пустой тратой времени. Для подростка они очень важны.
  • Оберегать ребенка от принятия скоропалительных решений. Стараться не предоставлять готовых рецептов на все случаи жизни. Искать вместе способы разрешения ситуаций, представляющих реальную или мнимую угрозу.
  • Поощрять занятия спортом и здоровый, подвижный образ жизни.

Перечисленные способы педагогического и психологического воздействия при вдумчивом и своевременном их применении помогут семье достойно пережить трудный этап взросления ребенка. Увы, возможны сложные случаи, когда потребуется помощь специалистов: педагогов, психологов, медиков. Затягивание с обращением к профессионалам чревато усугублением проблемы.

Художественная литература в помощь родителям

Тему внутреннего мира подростка, глубины, сложности и драматичности его переживаний не могла обойти классическая литература. «Детство. Отрочество. Юность» Л. Н. Толстого, «Подросток» Ф. М. Достоевского, «Страдания молодого Вертера» И. В. Гёте – сами названия говорят о центральном предмете исследования. (Хотя герою Федора Михайловича было 19 лет, а возраст Вертера Иоганном Гёте не уточнен, можно смело предположить, что, с учетом акселерации, переживания литературных героев и современных тинэйджеров очень даже созвучны.)

Родителю рекомендуется прочитать (или перечитать под новым углом зрения) упомянутые литературные шедевры. Еще лучше – соблазнить чтением подобных произведений своего несовершеннолетнего отпрыска. Осознание, что его переживания и метания не уникальны, и он идет «проторенными дорожками», поможет подростку избавиться от наваждения сложности и бездонности собственного эго.

Родитель всегда (хотя бы через Интернет) имеет возможность обратиться к авторитетным литературоведам за советом, какое произведение поможет разобраться в сложной жизненной ситуации.

Бессмысленно пытаться создать пошаговую инструкцию по решению проблем переходного возраста. В каждом конкретном случае родителю придется самостоятельно разрабатывать стратегию и тактику помощи ребенку. Возможны ошибки.Главное, чтобы ищущий в этом мире свое место подросток знал, что он не одинок и рядом с ним родной человек, который его проблемы считает своими. Он всегда поймет и поспешит на помощь.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here