Гиперопека родителей может иметь различные проявления, она разнообразна и может достигать серьезных масштабов, в результате которых уже повзрослевший ребенок испытывает множество психологических, адаптационных и других проблем. Чтобы предупредить негативные последствия для любимого сына или дочери, родителям нужно научиться адекватно оценивать методы воспитания и взаимоотношений как с дошкольником, так и с подростком.

Как распознать гиперопеку или основные признаки

Многие родители и не замечают, насколько много заботы и контроля постоянно испытывает ребенок. Психологи объясняют такое поведение взрослых разными причинами, начиная с синдрома «идеальных родителей» и заканчивая личными душевными травмами. В любом случае папа или мама должны понимать, что на них лежит ответственность не только за обеспечение правильного воспитания, безопасности ребенка, но и за его будущее. Именно на основании «вложенного» в детстве человек строит свою взрослую жизнь.

Специалисты выделяют ряд признаков, свидетельствующих о гиперопеке. Из основных или распространенных можно отметить:

  1. Запреты, активные действия, направленные на предупреждение различного рода последствий, в том числе, по мнению взрослых, негативных. Это наиболее выраженный признак гиперопеки, так как распространяется практически на всю деятельность ребенка. Это касается любого возраста. Например, малыш тянется за игрушкой, мама достает ее сама, хотя она в доступном месте, то есть крохе, не надо рисковать своим здоровьем, чтобы ее достать, а нужно только приложить усилия, смекалку и немного потрудиться. Школьнику не хочет выполнять задание, но, чтобы он не получил плохую оценку или нарекание от учителя, что его расстроит, взрослые выполняют работу за него. Таких примеров можно привести множество, их суть состоит в том, что дошкольнику или подростку не дают на практике ощутить «тяготы» жизни, хотя именно через них у человека приобретается опыт, формируются черты характера, необходимые для достижения поставленных целей.
  2. Отсутствие доверия. Научится доверять сыну или дочери для некоторых является сложным умением, которое не развивается даже со временем, когда ребенок достигает подросткового периода, взрослеет. Естественно, что беспрекословно верить чаду и абсолютно не проверять его деятельность не нужно, но, например, не звонить каждые полчаса, спрашивая, где и с кем ребенок, или тщательно перепроверять сделанную работу, поручение, также не нужно. Такое проявление гиперопеки может спровоцировать дополнительную ложь, неуверенность в себе у дошкольника или подростка.
  3. Контроль интересов, увлечений, круга общения. Является неотъемлемой частью гиперопеки, что только ухудшает взаимоотношение между ребенком и взрослым. Тотальный контроль приводит к развитию комплексов, а также к ряду поведенческих особенностей, относящихся к слабостям характера.
  4. Мнение ребенка второстепенно, все решают только родители. Давать высказать свое мнение, по возможности учесть его – это правильная тактика родителей, естественно, при условии относительно верного хода мысли ребенка.
  5. Неумение отказывать, настаивать на своем. Даже малыши уже умеют манипулировать и чем старше они становятся, тем более совершенными становятся их навыки. Некоторые вещи детям делать просто не хочется или неприятно, они настоятельно предлагают делать это взрослым. Желание лишний раз не портить настроение ребенку, предотвратить истерики приводит к тому, что мама или папа начинают выполнять действия, которые должны входить в обязанности чада. Например, подстригают ногти ребенку старше 10-12 лет, обслуживают после посещения туалета и так далее. С первого взгляда это «мелочи», но в том числе из-за них ребенок становится избалованным, неприспособленным.
  6. Отсутствие выдержки, легче взять на себя, чем дождаться пока это сделает ребенок. Такое поведение родителей отмечается в период воспитания дошкольника, а потом может и переходить к более взрослому ребенку.

Каждый из перечисленных признаков является проявлением гиперопеки, может отличаться по степени выраженности. Чем она больше, тем серьезнее могут быть последствия для сына или дочери, которые отразятся уже во взрослой жизни.

Какие возможные последствия для ребенка?

По мнению психологов, гиперопека родителей кардинально меняет естественное становление характера, ограничивает развитие волевых качеств. Если мама или папа до самого взросления не пересмотрели критерии воспитания, продолжали окружать свое чадо заботой, постоянным контролем, корректировали большинство его действий, то развиваться события могут по нескольким сценариям.

Подросток или уже взрослый человек может уйти из дома, ограничить общение, выбрать ранний брак, учебное заведение, наиболее отдаленное от родных, только выйти из опеки. «Вырвавшись» на свободу человек, которого ранее контролировали, может начать наверстывать упущенное. Проявляться это может не только с положительной стороны, но и с достаточно негативной, а в некоторых случаях и опасной. Некоторые кардинально меняют внешность, бросают работу, учебу и пытаются изменить свою жизнь любым образом, только, чтобы она не соответствовала указаниям и требованиям родителей.

Другими последствиями гиперопеки является неприспособленность к будущей жизни, когда уже взрослого человека можно охарактеризовать следующими чертами:

  • Отсутствие собственного мнения и даже если имеются какие-то мысли по сложившейся ситуации, отстаивать свою точку зрения нет желания.
  • Склонность к различным видам зависимостей. Это касается не только вредных привычек, но и зависимости от людей, мнения и так далее.
  • Отсутствие уверенности в собственных силах. Человек именно из-за этого не проявляет активности, постоянно боится, что сделает что-то не так, ошибиться. Это очень мешает в достижениях цели, включая обучение, личную жизнь, работу.
  • Отсутствие самостоятельности, соответствующей возрасту. Это касается не только бытового обслуживания, но и вопросов, где нужно взять на себя какую-либо ответственность, принять решение.
  • Закрытость, замкнутость, скрытность. Из-за тотального контроля человек с детства учиться скрывать свои мысли, не делиться с окружающими, а по мере взросления все эти личностные особенности усиливаются.
  • Сложности в общении. Они могут проявляться как стеснительность или скованность, боязнь вступить в контакт, поддержать беседу, познакомиться.
  • Эмоциональная нестабильность. У некоторых наблюдается нервозность, легкая возбудимость, а у других развивается апатия ко всему происходящему.
  • Развитие комплексов различного типа.
  • Сложная адаптация в социуме. Первые проблемы могут появиться уже в детском саде, а потом отмечаться в учебном

Чрезмерная опека может кардинально поменять характер взрослеющего ребенка, сделать в дальнейшем его жизненный путь более сложным. Это должны понимать родители и руководствоваться интересами сына или дочери, а не своими собственными амбициями или установленными правилами.

Дмитрий Карпачев: «Нормальные мужчины, как вымирающий вид – это все результаты гиперопеки»

Как исправить ситуацию

Чем раньше взрослые осознают, что их чадо находится под гиперопекой и начнут менять воспитание, тем проще это будет сделать. Кардинально изменять взаимоотношение с подростком, когда уже человек сформировался как личность, уже намного сложнее.

Избавиться от чрезмерной заботы и контроля над ребенком помогут следующие рекомендации:

  1. Разрешить ошибаться. Многим родителям сделать это сложно, но ради успешного будущего сына или дочери, нужно научиться. Опыт должен быть не только положительным, но и негативным, только тогда человек будет способен бороться и с более сложными ситуациями на пути. Например, хочет ребенок прокатиться на двухколесном велосипеде, но взрослые считают, что пока рано, опасно. Оденьте на чадо защиту, проинформируете о технике безопасности и пусть учиться, это будет маленьким, но уже его личным опытом. Школьник тоже может получить неудовлетворительную отметку и это нормально, лучше научить исправлять содеянное, нести ответственность. Аналогию можно провести со многими действиями, которые запрещаются и контролируются родителями, из-за боязни, что ребенок ошибиться, расстроиться.
  2. Считаться с мнением ребенка. Важно понимать границу, между учетом мнения дошкольника или подростка и ситуаций, когда в семье не существует запретов. Ребенок может активно участвовать в выборе одежды для себя, школьных принадлежностей, оттенков и стиля своей комнаты и так далее. Это касается и выбора интересов, например, если мальчик хочет заниматься плаванием, не нужно насильно отдавать его на футбол, даже если очень хочется реализовать в своем сыне собственные мечты.
  3. Не нужно внушать ребенку, что он ничего не знает и ничего не умеет. Распространенной ошибкой родителей, что они постоянно акцентируют внимание, что сын или дочь ничего не смыслят, а мама или папа знают больше, сделают лучше. Взрослые могут и не замечать эти высказывания, а у малыша это откладывается в памяти, он становится неуверенным, глупым, застенчивым.
  4. Снизить контроль. Проверять и наблюдать за действиями чадо нужно аккуратно, не навязывая свои принципы. Выбирать друзей, запрещать общение, четко регламентировать свободное время и чем заниматься ультимативно не нужно. Рекомендуется корректировать действия, если они могут принести действительно серьезные негативные последствия.
  5. Развивать самостоятельность. Важное качество, помогающее добиться в жизни поставленных целей, быть успешным и независимым. Существует целые психологические программы, которые помогут качественно развивать самостоятельность у малыша тем родителям, которые стремятся не допускать ошибок в воспитании, но не имеют достаточного опыта. Развить это качество несложно, если начинать с младенчества и продолжать культивировать самостоятельность по мере взросления.
  6. Посещение специальных школ. Для родителей и детей, желающих придерживаться адекватным методам воспитания, существует школы поддержки или специальные консультативные группы. Там можно найти семьи с аналогичными проблемами, получить советы психологов, педагогов. Ценным будет и взгляд со стороны, так как многие взрослые не осознают степень своей чрезмерной заботы и контроля над детьми.
  7. Нужно позволить найти себя в жизни. Под этой рекомендацией предполагается, что мама и папа должны помогать ребенку развивать собственное «Я». Как бы родители не идеализировали своих детей, они могут иметь недостатки, не оправдывать каких-то надежд, но они проживают свою собственную жизнь. Нужно с этим смериться, по необходимости деликатно направлять, а не заставлять реализовывать идеи и планы мамы или папы.

Если попытки исправления гиперопеки не дают результатов, то можно обратиться за помощью к специалистам. Часто помощь нужна в большей степени самим родителям, так как именно от них зависит дальнейшее взаимоотношение с ребенком. Даже по определению гиперопеку относят к разновидности морального насилия и исправить ситуацию способны исключительно взрослые, если они осознают свои ошибки. В редких случаях у матери или отца могут отмечаться у самих некоторые фобии, комплексы или страхи из детства, в связи с пережитыми сложными ситуациями, трагическими событиями. При таких обстоятельствах уже взрослых затруднительно убедить в некорректном воспитании, но опытный специалист сможет сделать и это.

Дополнительно нужна специальная работа с дошкольников или подростком, так как к уже этому времени у многих детей развиваются определенные психологические проблемы, отмечается скрытность, сложность коммуникативных связей и другие прямые и условные отклонения. Для исправления таких поведенческих особенностей может потребоваться не один месяц, поэтому сразу ждать очевидных результатов, не нужно.

Гиперопека: когда родителей слишком много

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here