У некоторых родителей актуальным становится вопрос взаимоотношения сына или дочери со сверстниками. Это касается ситуаций, когда ребенок боится других детей, не идет на контакт, а в некоторых случаях кардинально меняет свое поведение. Если такая ситуация наблюдается постоянно, то уже необходимо принимать специальные меры. Они могут быть разными, все зависит от общего психологического состояния дошкольника или подростка, возраста. В большинстве случаев родителям удается самостоятельно адаптировать ребенка к нормальному общению, но иногда приходится обращаться и к специалисту.

Как определить, что ребенок боится детей?

Изначально нужно определить, действительно ли есть проблемы с общением или родители предъявляют завышенные требования к чаду, например, сравнивая с собой. Такие случаи часто отмечаются психологами, когда некоторую работу нужно проводить со взрослыми, чтобы они пересмотрели свое отношение к ситуации.

Взрослые должны понимать, что все не могут быть «душой компанией», быстро идти на контакт, мгновенно преодолевать стеснение и адаптироваться к новым условиям. Многое зависит от темперамента ребенка, характера, эмоционального состояния, возможных переживаний, общего воспитания.

Признаки развития проблем

Если рассматривать поведенческие особенности ребенка, свидетельствующие о проблемах при общении с другими детьми, о развитии страха, то выделяют следующие:

  • По внешним признакам заметно беспокойство, например, расширяются зрачки, могут наблюдаться непроизвольные движения, подергивания конечностей, мышц лица, возможно проявление нервного тика. Некоторые детки начинают дрожать, бледнеют, потеют, грызут ногти, берут в рот пальцы, какие-то предметы.
  • Ребенок стремится спрятаться. Он может прятаться за родителей, а иногда просто укрываться ото всех, например, залезать под кровать или затаиваться в местах, где его никто не видит.
  • Эмоциональные изменения. Это касается истерик, плача, проявления агрессивности или чрезмерной замкнутости, когда практически прекращается контакт с близкими.

Страх перед другими детьми проявляется в отказе общения, а если связь и происходит, ребенок веет себя неестественно, заметно его психологическое напряжение.

Как помочь ребенку побороть страх?

Чтобы эффективно побороть страх, нужно понять с чем именно он связан. По каким причинам другие дети вызывают негативные эмоции. Сделать это можно практическим путем, проанализировав последние события, что актуально, если ранее страха не было, отрицательная реакция перед людьми, сверстниками не наблюдалась. Особого внимание нужно уделять малышам, которые практически с младенчества опасаются общения с детьми.

Для каждого ребенка нужно выбирать свои методы борьбы со страхом перед детьми и за основу можно взять следующие советы психологов:

  1. Показать, что в общении с детьми много плюсов. Для этого можно рассказать, как много интересных игр, в которых должно быть несколько участников, с ребятами можно поделиться своим опытом, вместе веселее и увлекательней заниматься строительством и так далее. Более взрослому сыну или дочке можно рассказать о своем опыте общения со сверстниками, о лучших друзьях, запоминающихся событиях.
  2. Развивать уверенность, бороться со стеснительностью. Иногда именно из-за неуверенности и застенчивости дети боятся контактировать друг с другом. Исправить ситуации вполне могут родители, убедив свое чадо, что он на многое способен, его действия не станут поводом для насмешек, с ним будет интересно общаться, обязательно найдутся ребята, желающие с ним дружить. Важно развивать уверенность правильно, не навязчиво, чтобы не усугубить ситуацию. Излишнее упорство и внушение ребенку, что он лучше всех также может навредить, все должно происходить в меру.
  3. Проработать последствия негативного опыта. Часто именно из-за неприятных ситуаций для ребенка он впоследствии отказывается идти на контакт. В памяти эти события нужно убрать или показать их незначительность. Если они не связаны с серьезными моральными или физическими травмами, то можно их представить в юмористической форме. Полезным будет и разъяснение, что в жизни есть много и добрых, приветливых людей, с которыми интересно, они могут помочь и поддержать, а плохих совсем мало. Такой вариант подойдет, если сына или дочь обидели, напугали, избили.
  4. Собственный пример. У детей родители являются примером для подражания, поэтому многие поведенческие особенности дошкольника или подростка можно подкорректировать именно собственным примером. Это уверенность в общении, уважение к оппоненту, доброжелательность, отсутствие напряжения. Можно специально брать с собой чадо на дружеские встречи, после них рассказывать, как было интересно проведено время. Хорошо, если у родителей есть знакомые, к которым можно сходить в гости или они приходят в семью.
  5. Создать спокойную домашнюю обстановку. Детские страхи могут формироваться из-за взаимоотношений в семье. Даже незначительные ссоры между папой или мамой, которым взрослые могут и не придавать значения, для ребенка могут стать причиной боязни общения, высказывания, отстаивания своей точки зрения. Родителям нужно обратить внимание на свое общение, если, все же, случаются конфликтные ситуации, мальчик или девочка присутствует при них, то нужно объяснять происходящее, минуя негативные моменты.
  6. Похвала, поощрение. Речь идет о компенсировании похвалы, если ее недостаточно, но не нужно путать эту рекомендацию с чрезмерным постоянным восхищением всего сделанного. Если ребенок чувствует, что его поступки правильные, взрослые положительно их оценивают, то он будет уверенней чувствовать себя и в окружении других людей, в том числе сверстников.
  7. Поддержка. Ощущение, что в любой ситуации тебя поймут и поддержат важно для взрослых, а особенно для детей и возраст не имеет значения. Это чувство должны привить родители своим отношением ко всему происходящему с сыном или с дочерью. Неверные поступки должны аккуратно корректироваться. Жесткие осуждения, серьезное физическое наказание, тем более, если уже есть поведенческие проблемы, должны быть исключены. Есть альтернативные способы наказания, которые не кардинально не отражаются на психики, а именно ее не травмируют.
  8. Развитие самостоятельности. Гиперопека родителей нередко приводит к психологическим проблемам, а также к затруднениям относительно адаптации детей к новым условиям, развития коммуникативных навыков. Именно недостаточная самостоятельность может спровоцировать страхи перед другими детьми. Взрослым нужно соизмерять свою заботу в соответствии с возрастом, постепенно расширять границы дозволенного, обучая и направляя малыша или дошкольника. Вполне вероятно, что страх появляется просто потому, что ребенок не знает, чем с этими детьми заняться, например, потому что на качелях кататься нельзя, в песочнице грязно, а с карусели можно упасть.
  9. Исключение обстоятельств, при которых появляется страх другой формы. Это могут быть фильмы ужасов, пуганее вымышленными персонажами, выключение света, оставление малыша одного и так далее.
  10. Посещение специальных школ. Можно подобрать специальную школу развития, где с ребятами работают педагоги, помогают общаться между собой, справляться с проблемами и в целом адаптируют дошкольников к социуму.

Достигнуть положительного эффекта будет проще, если распознать причину страха, что именно пугает ребенка при общении с другими детьми. Это узнать не всегда получается, напрямую об этом сообщит не каждый. Тогда можно попробовать получить информацию наводящими вопросами, в процессе игры, на основе рисунков. Если ситуация критичная, отмечается чрезмерная замкнутость или агрессивность, наступают панические атаки и другие признаки неестественного поведения, то нужно обращаться к специалисту.

Что нельзя делать, если ребенок боится других детей?

Некоторые родители допускают серьезные ошибки, пытаясь побороть детские страхи. В результате они не только не достигают желаемого эффекта, а усугубляют ситуацию, у ребенка могут появиться дополнительные проблемы, в том числе неврологического, психического типа.

Если рассматривать наиболее распространенные ошибки родителей, то выделяют следующие:

  • Навязывание общение. Даже у малыша могут быть антипатии, кто-то из детей может просто не нравится крохе, но мама или папа начинают настаивать на дружбе, играх.
  • Акцентирование внимание на проблеме. Не нужно постоянно напоминать, обсуждать поведение ребенка, усиленно подчеркивать наличие страхов перед детьми, при тех или иных обстоятельствах. Особенно это касается рассмотрения ситуации при чужих людях, нарекания относительно поведения в общественных местах.
  • Не нужно придумывать прозвища, однозначно утверждать наличие какой-то черты характера. Это касается тех случаев, когда мальчика или девочку постоянно называют трусом, тихоней и так далее.
  • Сравнения. Сыну или дочери не нужно говорить о том, что другой мальчик или девочка в чем-то лучше, что вот им родители гордятся, а у нас так не получается.
  • Наказание. Категорически запрещено наказывать за нежелание общаться с другими детьми.

Если собственными силами справится со страхами не получается, ребенок не меняет свое отношение к другим детям или ситуация ухудшается, маленький человек замыкается в себе или проявляет другое неестественное поведение, то не нужно откладывать посещение психолога. Чем раньше будут приняты адекватные меры, тем проще предупредить более серьезные проблемы.

РЕБЕНОК БОИТСЯ ЧУЖИХ ЛЮДЕЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here