Один из спорных вопросов, возникающий при воспитании детей – как правильно наказывать ребенка. Им задаются многие взрослые, так как существуют различные мнения специалистов, включая педиатров, психологов, а также отличающиеся личные примеры, когда собственные родители применяли определенные способы наказания.

В каждой семье образуются свои взаимоотношения между детьми, формы и методы похвалы, наказания. Насколько это общение построено правильно, можно будет судить, когда ребенок станет взрослым. В это время кардинально уже изменить ничего не получиться, поэтому лучше с самого младенчества выстроить схему воспитания, включая выбор оптимальных видов наказаний.

Цели наказания

Воспитание предполагает формирование определенных личностных особенностей у детей, адаптацию к социуму, корректировку поведения, а также развитие других жизненно необходимых качеств, что невозможно сделать без конструктивного наказания. При этом важно правильно трактовать понятие наказания для детей. Оно не должно быть связано с агрессивным физическим воздействием, унижением и оскорблением.

Цель наказания заключается в объяснении неправильности поступка, донесении, что повторные такие действия недопустимы, они могут привести к серьезным, в том числе непоправимым последствиям. Важно понимание ребенком, что так делать не нужно, это неприлично, опасно, некультурно и так далее. Задача родителей выбрать такие способы, чтобы они не влияли отрицательно на психику ребенка, физическое состояние, не стали причинами «детских травм».

Основные методы наказания

Современные специалисты в области воспитания детей практически полностью отрицают физическое наказание, которое, к сожалению, распространено во многих семьях. Им пользуются по незнанию возможных последствий как со стороны психики, так и физического развития, а также из-за «безысходности», когда складывается впечатление, что, кроме как применение силы, с ребенком не справиться.

Для выбора адекватного и заслуженного наказания, получения результата от этих действий, родители должны четко придерживаться следующих правил:

  • Границы дозволенного должны быть определены максимально точно, соблюдаться постоянно. Например, если сегодня нельзя кидать камни в машину, а на следующий день, это уже не так критично, ведь и не попал, то для понимания ребенка такая ситуация непонятна. Последующее наказание не будет правильно восприниматься, возможно и не наступит понимания, допускается ли такое поведение или нет.
  • Проступок и наказание должны быть соизмеримы. Не нужно идеализировать детей, они такие же люди, могут ошибаться, а также у них особенно развито чувство любопытства, они активно познают мир. Естественно, что чадо нужно ограничивать в своих действиях, но и взрослым следует понимать, что наказание за измерение глубины в луже и избиение, например, младшей сестры, должно быть разным. Нельзя практиковать одинаковое наказание за проступки, отличающиеся по тяжести.
  • Наказание должно учитывать возраст ребенка, характер, особенности темперамента. Даже в семье с несколькими детьми возможно потребуется для каждого чада выбирать индивидуальные меры внушения правильного поведения.
  • Принимать решение о виде наказания и вообще о его целесообразности нужно в спокойном состоянии. Сделать это для взрослого не всегда просто, особенно для мам, которые постоянно находятся с детьми, в большей степени занимаются их воспитанием. Несмотря на это, нужно собраться, оценить степень содеянного и уже потом принимать решение о дальнейших действиях.
  • Наказание не должно быть публичным. Даже если проступок был совершен в общественном месте, внушение нужно проводить наедине.
  • Быть авторитетом для ребенка. В любом возрасте малыш ли это или подросток важно соблюдение субординации, уважения между родителями и детьми. Папа или мама должны быть авторитетными личностями, которым можно доверять, на них ровняться. Тогда есть вероятность, что несмотря на протесты сын или дочь начнут слышать, что хочет до них донести взрослый.

Вышеперечисленные рекомендации помогут повысить эффективность наказаний, приблизят к достижению цели и самого понимания проступка.

Как можно наказать ребенка

Распространенным вопросом родителей является, как именно можно наказывать ребенка, чтобы не обозлить его, сильно не обидеть и не отвернуть от себя, но и донести до него неверность его действий. Об этом задумываются многие взрослые, но большинство, все же, применяют физическое воздействие. Оно может отличаться, начиная с легких шлепков для привлечения внимания и заканчивая настоящей поркой с применением ремней и подручных средств. Такие действие могут принести результат, но есть высокая вероятность ухудшения отношений, получения психологических травм у ребенка, которые способны кардинально повлиять на его будущее.

Для каждого возраста выделяется определенный перечень конструктивных способов, как правильно наказать ребенка. Это нужно учитывать, выбирая методику донесения или внушения сыну, или дочери неверность его действий и исключение их повторений.

Методы наказания дошкольника

Существует мнение, что до трех лет наказывать малыша нет смысла. Аргументом является незрелость психики, еще несформированная работа системы, отвечающей за причинно-следственную связь. Такая концепция поддерживается в Японии, где воспитание начинается только после 3-х лет, а до этого времени маленький человек делает практически, что хочет.

Если рассматривать рекомендации относительно видов наказания дошкольников, то на практике можно попробовать следующие виды:

  1. Устное внушение, объяснение последствий содеянного. Помогает преимущественно сознательным детям, но как вариант можно попробовать. Целью устного наказания показать интонацией, мимикой и словами, что таких поступков совершать нельзя. Например, малыш целенаправленно пытается засунуть что-нибудь в розетку. Нужно не резко дергать, шлепать и кричать, а попробовать объяснить об опасности этого занятия, что кроху придется отправлять в больницу, удар тока очень болезненный, может сгореть квартира и так далее.
  2. Исправление ребенком содеянного или исправительные работы. Подойдет для маленьких хулиганов, которые намеренно, что-то портят, пачкают. Например, ребенок специально высыпает сахар на пол, замечания игнорирует. Нужно ему дать вспомогательные средства, приступить к уборке. Процесс сопроводить объяснениями, почему так нельзя делать и это время пока он убирает, мог бы потратить на игры и развлечения.
  3. Лишение привилегий. Актуальность наказания зависит от возраста ребенка, если ему менее пяти лет, то он может просто не сообразить причину происходящего. В зависимости от тяжести содеянного можно лишить на некоторое время просмотров мультфильмов или сократить время их просмотра. Важно не переусердствовать и не забывать о соотношении проступка и наказания.
  4. Оставить подумать. Это не означает, что сына или дочь нужно закрывать надолго одного, для дошкольника это может стать серьезным стрессом. Достаточно посадить ребенка на минут 15, даже рядом с собой, не позволять ему играть, смотреть телевизор, сразу объяснить, что ему дается время подумать. Особенно активных ребят будет сложно удержать на месте, некоторые способны устроить истерику, тогда уже придется прикрикнуть, использовать умеренную физическую силу. Если все это приводит к усугублению ситуации, возможно нужно выбрать другое наказание.
  5. «Я с тобой не дружу». Условное игнорирование может быть хорошей тактикой наказания, но только в меру. Не нужно полностью избегать общения, отворачиваться от ребенка. Достаточно уверенно и строго сообщить, что при продолжении такого поведения маме придется перестать играть или прекратить прогулку. Если конфликт развивается дома, то можно выйти из комнаты.

От того, какая модель взаимоотношений, в том числе относительно наказаний, будет принята в дошкольном возрасте, будет зависеть дальнейшее развитие воспитания.

Методы наказания подросткакак не наказывать ребенка

Разбираться с подростком сложнее, чем с дошкольником, так как есть существенные отличия в серьезности проступков, меры воздействия подобрать не так легко. Однозначно нужно исключить физическое наказание, так как это в большей степени обозлит молодого человека, возможен обратный эффект.

К основным методам можно отнести лишение привилегий, временное ограничение действий, но в рамках разумного. Предварительно нужно привести аргументацию своих действий, причем делать это спокойно, без агрессии, криков. Нужно донести до подростка, к чему могут привести подобные действия, что любые неприятности, связанные с ним, очень беспокоят родителей и они искренне переживают.

При лишении привилегий нужно ориентироваться на занятия ребенка, не связанные с учебой, спортивной, интеллектуальной деятельностью. Запрет может касаться посещения кафе или кинотеатра, использования гаджетов для игр и развлечений. Ограничение карманных денег – один из вариантов своеобразного наказания.

Несмотря на наказание подросток должен понимать, что это вынужденная мера и родители им дорожат.

Что нельзя применять при наказании

Ругая ребенка, не нужно забывать, что он уже личность, чувствует, любит и может переживать. От родителей не должны звучать жестокие оскорбления, унижение, акцентирование внимание на каких-либо недостатках, насмешки. На эмоциях сказанные слова могут отложиться в памяти маленького человека, развиваться в виде комплексов, страхов.

Как правильно наказывать ребёнка? – Доктор Комаровский

О запрете физического наказания высказываются многие психологи, но вследствие менталитета, собственного воспитания, а также советов старшего поколения, многие родители используют этот метод воспитания. Если это делается умеренно, без травм, а в качестве обращения внимания и в исключительных случаях, то возможно вреда и не будет, но эффект также будет спорным.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Ремень – Бить детей нельзя, в первую очередь по лицу и голове, – предупреждает Людмила Мстиславна. – По лицу – это самое оскорбительное (недаром за пощечину на дуэль вызывали). Удар по голове еще и физически опасен: у маленьких детей, которым дают подзатыльники, часто бывает сотрясение мозга. Еще у нас по попе любят съездить. Но есть теория, что мальчики, которых часто бьют по попе, становятся склонными к гомосексуализму. Почему? Когда нам больно, нервная система возбуждается. И если мы уделяем больше, чем надо, внимания той или иной части тела, стоит подумать: чем она может нам ответить. Есть и психологический аспект: если родители бьют ребенка, значит, не могут подобрать слова. Они как бы демонстрируют: все решает сила – и учат применять ее к слабым. И еще: девочки, которые подвергались порке в семье, часто становятся жертвами насильников. Они не чувствуют опасности и подставляются. Молчание – Ужасный вид наказания, который обесценивает ребенка: его как бы не существует для родителей! Это провоцирует неуверенность в себе. Запугивание – Понаблюдайте на пляже: как наши мамы мажут ребенка солнцезащитным кремом и как это делают европейские. Европейские – улыбаются, медленно гладят этого детеныша – тактильный контакт! И рядом наши мамы: «Стой, я тебе сказала, а то в море не пущу!» Ну так сделай так, чтобы ему было приятно стоять с тобой. Криком вы ребенка отупляете. А в какой-то момент он вообще перестает воспринимать крик, считая, что это нормальная форма общения. Угол – Это такая показательная акция: «Постой и подумай». Будто сидя нельзя подумать. И ребенок часто приходит к выводу: эх, жаль, что меня поймали! А когда вырастет, постарается не говорить правду, всячески перекладывая вину на других.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here