Детское непослушание – явление распространенное. Из этого не следует, что демонстрацию негативного поведения ребенка в виде истерик, агрессии и нежелания прислушиваться к просьбам и увещеваниям взрослых можно оставить без внимания. Правильное отношение родителей к проблеме – главная тема предлагаемой статьи.
Типичные проявления непослушания
Истоки неправильной поведенческой формы чаще кроются в протесте малыша по отношению к предъявляемым к нему требованиям. Негативное поведение проявляется в зависимости от характерных особенностей детского возраста. Среди наиболее типичных проявлений отмечаются:
- Опасные поведенческие ситуации. Двухлетние дети нарушают запрет прикосновения к опасным предметам вследствие неспособности оценить возможный вред для здоровья и жизни.
- Детский протест. Такое поведение более характерно в три-четыре года. Малыш отказывается от выполнения любых требований (собрать игрушки, умываться, кушать, ложиться спать), доходя в своем сопротивлении до истерик.
- Намеренное нарушение правил поведения при посторонних людях. Маленький хитрец понимает, что мать не станет наказывать его в этой ситуации и позволяет себе безобразничать.
- Истерики по поводу покупки игрушки или сладости. Они также характерны для детей до четырехлетнего возраста.
- Игнорирование родительских требований. Это уже бунт 10 – 12-летних детей, при котором они молча не обращают внимание на просьбу.
Зачастую протест, начинающийся с отказа кушать или самостоятельно одеваться, перерастает в более серьезную форму, когда ребенок становится совершенно неуправляемым. Поэтому к детскому непослушанию следует отнестись серьезно.
Причины
Основанием для проявления негативного поведения могут послужить разные ситуации. Распространенными факторами, способными спровоцировать непослушание детей, выступают:
- Этапы детского кризиса. Личностные качества и психика ребенка претерпевают значительные изменения в кризисные периоды, наблюдаемые в 1 и 3 года, в 5 и 7 лет, а также с 10 до 12-летнего возраста. Это отражается на поведении детей. Все возрастающее количество запретов вызывает желание противостоять им, доказывая самостоятельность и независимость.
- Осознание вседозволенности. Избалованность и отсутствие запретов в раннем возрасте приводит к непослушанию по мере взросления.
- Отсутствие последовательности требований со стороны взрослых. Все, что разрешалось ранее, вдруг оказывается под запретом.
- Разница в требованиях отца и матери. Дети не способны правильно сориентироваться в ситуации, что и становится причиной непослушания.
- Неумение родителей воспринимать ребенка как личность. В ответ 9 – 10-летний ребенок бунтует, заявляя о себе.
- Нездоровая обстановка в семье. Частые ссоры родителей, развод порождают у детей желание обратить на себя внимание необычным поведением. Аналогично дети ведут себя при появлении нового члена семьи – братика или сестренки.
Здесь рассмотрены основные аспекты, провоцирующие неадекватные формы поведения малышей. Зачастую причины могут лежать глубже, что требует обращения к психологу.
Как добиться правильного поведения ребенка
Детское непослушание, проявляемое в любом возрасте и по различным причинам, рекомендуется пресекать. Делается это тактично, без окриков. Заслуженное наказание – не единственный метод. В отдельных случаях одобрение правильного поведения позволяет добиться более конкретных результатов в воспитании детей.
Существуют критерии оценивания не только детского непослушания, но и поведения самих родителей при сложившейся негативной ситуации. Именно от их реакции на протест, истерику, агрессию или бунт зависит, насколько правильные выводы сделает для себя малыш. К примеру:
- Вместо гневного окрика, выражающего запрет, эффективнее обратиться к малышу спокойно и объяснить ему, что он делает неправильно.
- Если ребенок увлечен игрой и не реагирует на слова взрослого, в этом случае также не поможет резкое обращение. Альтернативный подход – шепот, жесты или мимика скорее привлекут внимание ребенка.
- Неоднократное повторение просьбы приводит к обратному результату – малыш привыкнет не реагировать них до очередного повтора или наказания за непослушание. Рекомендуемая схема при таком поведении предусматривает определенную последовательность поведения взрослого. 1 этап – предупреждение о прекращении недозволительных действий. На 2 этом этапе ребенка наказывают за непослушание, на 3 – обязательно разъясняют причину наказания. Постепенно малыш привыкнет к этому алгоритму и поймет, что лучше выполнять просьбу взрослых после первого обращения.
- Общение с малышом предполагает минимизацию употребления отрицательной частицы «не». Просьба не кричать, не шуметь, не разбрасывать игрушки оканчивается противоположным поведением. Дело в том, что отрицание психика малыша воспринимает негативно. Эффективнее предложить ребенку успокоиться, заняться чем-то другим.
- При протесте, сопровождающемся истерикой, взрослым рекомендуется вести себя спокойно. Малыш, понимая бесполезность истерики, тоже вскоре успокоится. На этом этапе ему спокойным тоном следует повторить требование, объяснив необходимость его выполнения.
- Переключение внимания – действенный метод при упрямом требовании ребенка купить игрушку или сладости. Увещевания взрослых бесполезны и приводят к истерике, привлекающей всеобщее внимание. Надо отвлечь малыша на проезжающий транспорт или какое-либо явление и постараться увести его. А в дальнейшем перед походом в магазин объяснять ему, как надо вести себя в общественных местах, на что у родителей есть деньги и что необходимо купить в первую очередь.
- Важный аспект воспитания – согласованность требований со стороны всех членов семьи. В обратном случае причиной непослушания становится растерянность ребенка. Со временем он начинает пользоваться этим для достижения своих целей, игнорируя требования одного из родителей.
- Взросление – важный этап в воспитании. Самоутверждение зачастую становится причиной непослушания. В этот период следует дать понять подростку, что с его мнением считаются. Однако авторитет родителей, их жизненный опыт и знания все же следует учитывать и прислушиваться к их советам. Доверительность и родительский авторитет – основа отношений в этом возрасте.
- Внимание к детям. Не секрет, что воспитание детей – трудоемкий и длительный процесс. Совместный отдых, увлечение общими интересами, погружение в детские проблемы сближают родителей с детьми. Спокойная обстановка в семье, уважительные взаимоотношения между родителями повышают их авторитет в глазах детей.
Рассматривая вопросы авторитета и доверия к родителям, следует учитывать, что чрезмерное бесцеремонное вмешательство в жизнь ребенка чревато вероятностью появления скрытности, замкнутости и желания поступить против навязываемых советов. Проявление интереса к музыке, литературе, фильмам, проявляемое в ненавязчивой форме, скорее расположит ребенка к родителям. Общение станет приятным, содержательным и полезным.
Как завоевать доверие
Взаимопонимание между родителями и детьми – основа послушания. Установить доверительные отношения удается при соблюдении простых рекомендаций:
- Уверенность в родительской поддержке и помощи, возможность задать им волнующий вопрос без опасения, что родители рассердятся – верный путь к доверию.
- Взрослым рекомендуется советоваться с детьми в решении простых вопросов. Это поднимет их самооценку в собственных глазах, и необходимость протеста с целью самоутверждения отпадет. Однако следует придерживаться гибкости, чтобы ребенок все же воспринимал родителей в качестве защитников и главных членов в семье.
- Заслуженная похвала формирует у ребенка уверенность и благодарность за оценивание достижений и успехов. Кроме этого, у детей появляется желание постоянно радовать родителей своими поступками.
- Для малышей, равно как и для подрастающих детей, немаловажное значение при общении с родителями имеют объятия и зрительный контакт. Одобрительный взгляд располагает ребенка к родителям, успокаивает его.
- Достойное поведение родителей в семье становится примером для их детей.
4 ПРИЧИНЫ ПЛОХОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА – Почему ребенок не слушается и что с этим делать?
Ознакомление с причинами детского непослушания и способами его преодоления – первый этап в преодолении неправильно сформированного поведения. Основа поддержания дружественных взаимоотношений с детьми кроется не в авторитарном подавлении их личностных качеств, а в способности найти правильный подход к ребенку и наладить доверительные отношения с ним.