Адаптация – это процесс, когда весь организм приспосабливается к новым условиям, происходит постепенное привыкание. Когда малыш приходит в детский сад – переменяется все: образа жизни, распорядок дня, появляются новые люди вокруг, нет рядом родных. Ребенок вовлекается в непривычные формы взаимодействия с окружающими, надо подчиняться требованиям незнакомых людей. Кроха должен приложить определенные усилия, чтобы свыкнуться с новыми реалиями.

Нервная система малыша пребывает в постоянном напряжении. Из-за этого часто бывают сильные всплески отрицательных эмоций: хныканье, плач, а, возможно, и истерика.

Часто родителей пугает то, как ведет себя малыш в это время настолько, что они готовы тут же отказаться от реализации планов о визитах в детский сад. Они не уверены, сможет ли ребенок когда-либо привыкнуть и ходить в учреждение с удовольствием.

Какой возраст выбрать для поступления в ДОУ

Самый главный вопрос, который задают себе все родители – в каком возрасте лучше всего начать посещать детское образовательное учреждение. Однозначного ответа дать невозможно. Здесь все очень индивидуально. Один ребенок в возрасте 1,5 – 2 года спокойно остается на короткое время без мамы, с радостью взаимодействует с чужими людьми. А иной и в 4 года не способен идти на сближение с незнакомыми и не соглашается отпустить маму ни на минуту.

Психологи в этом вопросе единодушно сходятся к мнению, что 3 – 3,5 года – самый подходящий возраст для первого посещения детского сада. Подойдя к этому возрастному этапу, дети уже довольно хорошо говорят, могут высказать свои пожелания, объясниться с ровесниками, воспитателем. Появляется желание оживленно общаться с детками, играть.

Подготовка – это важно

К этому событию нужно начинать готовиться задолго до самого похода в сад.
Трудно приспособиться к новому коллективу некоммуникабельным детям, которые мало общаются, не желают контактировать с неизвестными старшими и детьми. Для них остаться в саду – настоящая трагедия. С этим ребенком нужно чаще бывать там, где много людей. Ходите на детские площадки, учите малыша общаться с детьми. Научите, как можно познакомиться – сначала вы сами спросите у детей их имя и представите своего кроху. А затем он станет подражать вам и научится сам заводить знакомства.

Организуйте на площадке активные игры, например, поиграйте в мяч. И малыш поймет, что играть с кем-то намного интереснее, чем самому. Рассмотрите возможность посещения детских развивающих центров. Там малыш научится выстраивать отношения с детьми и с педагогом, выполнять простые поручения.
Организуйте дома такой же режим дня, как в садике. Кушайте, гуляйте, ложитесь спать в то же время.

Трудно приходится малышам, у которых не было дневного сна дома. До поступления в детсад нужно приучить малыша спать днем. Если малыш отказывается спать, постарайтесь чтобы он сначала хотя бы спокойно лежал в кровати – почитайте ему сказку, спойте колыбельную. Учите ребенка слушать – читайте ему стихи, сказки, задавайте вопросы по содержанию. Вовлекайте его в ролевые игры (детский сад, больница, магазин).

Ненавязчиво прививайте навыки самообслуживания. Уверенности придаст умение самостоятельно одеться и раздеться, сходить на горшок, кушать.

Займитесь укреплением иммунитета. Побольше гуляйте на свежем воздухе, одежду подбирайте соответственно погоде, дома пусть ходит босиком. Бывайте в людных местах (кукольный театр, цирк, детская площадка, игровая комната). Пусть иммунная система учится бороться с различными вирусами и бактериями.

Какие проблемы возникают при адаптации

Детский сад – это незнакомая, совершенно новая жизненная ситуация. Для многих ребятишек это становится настоящей проблемой. Подавляющее большинство малышей плачут, придя в сад, не хотят там оставаться. Некоторые остаются спокойно, но дома устраивают истерики.

Каковы же причины детских слез?

  1. Страх перед чем-то новым, неизвестным. Ребенок привык быть дома рядом с мамой, а теперь он попадает в непривычную для него обстановку с чужими людьми, четкими правилами, строгим режимом дня. Это пугает малыша.
  2. Неумение обслужить себя самостоятельно.
  3. Избыток эмоций. В коллективе дети получают много новых впечатлений, и не всегда с ними справляются. Отсюда и слезы вечером.
  4. Отрицательное первое впечатление. Оно способно заметно осложнить привыкание, затянуть его во времени.
  5. Психологическая неготовность. Психологически малыш совершенно не готов к тому, что он останется на определенное время без мамы, имеет тесную эмоциональную связь с ней.

Разновидности и степени адаптации

Процесс привыкания у каждого отдельного ребенка идет по-своему. Отдельные дети быстро вливаются в садовскую жизнь, а другие долгий период времени тревожат родных нежеланием и отрицанием такого шага.

Специалисты в области психологии выделяют 3 стадии адаптации:

  1. Легкая адаптация. Ребенок с легкостью включается в жизнь коллектива. Это занимает приблизительно 2 – 3 недели. Спокойно входит в группу, общается с детьми и воспитателями, может озвучить свою просьбу. Легко принимает садовский режим дня, умеет найти себе занятие на непродолжительное время. Вечером рассказывает родителям о прошедшем дне.
  2. Привыкание средней тяжести. Адаптационный период растягивается до 1,5 месяца. Ребенок часто болеет, не желает идти в детский сад. Расставаясь с мамой плачет, но после ее ухода вовлекается в игру, успокаивается. Контактирует с работниками сада, ровесниками. Реакция на замечания взрослого нормальная.
  3. Тяжелая адаптация. Дети, у которых адаптация проходит сложно, встречаются нечасто, но их очень просто идентифицировать в массе детей. Это или открытая агрессия, враждебность, или уход в себя, абсолютная отстраненность от всего, что происходит. Длительность привыкания – от пары месяцев до нескольких лет.
    Ребенок с тяжелой формой привыкания кричит, вырывается, не желает зайти в группу, отказывается играть с ребятами, кушать, ложиться в постель. Наблюдаются неадекватные реакции на обращение взрослого (воспитателя) – слезы, испуг, агрессия.

Что оказывает влияние на адаптацию ребенка

Адаптационный период у всех проходит индивидуально. Что же является залогом его успешности? Психологи говорят, что это возраст малыша, состояние его здоровья, развитие психологических качеств, социализация.

Возраст ребенка

Очень часто мамы, стремясь поскорее пойти на работу, ведут малыша в детсад раньше трех лет – в 1,5 – 2 года. Но редко такой шаг становится успешным. Маленький ребенок еще очень привязан к маме, он не хочет оставаться с чужими людьми. Это очень часто приводит к нервным срывам крохи, подрывает его доверие к миру.

Трехлетки уже имеют высокую степень самостоятельности, навыки общения с окружающими. Все это способствует более легкому привыканию по сравнению с детьми младшего возраста.

Состояние здоровья

Более сложно проходит адаптация у детей с хроническими заболеваниями, а также у часто болеющих детей. У них еще больше снижается иммунитет, повышается восприимчивость к разным инфекциям. Перед поступлением в дошкольное учреждение нужно обязательно пройти медосмотр, посоветоваться со специалистами.

Степень психологического развития

Еще один показатель, который влияет на привыкание – это степень развития познавательных способностей. Трудности могут испытывать как дети с задержкой психологического развития, так и дети одаренные, степень развития психологических процессов выше, чем у сверстников.

Для деток с ЗПР есть специальные коррекционные программы, которые помогают выровнять ситуацию к школьному возрасту. При систематических занятиях такие детки к уходу в школу ничем не отличаются от своих одноклассников.Одаренный ребенок может испытывать проблемы в общении с ровесниками в силу своих высоких познавательных способностей. Ему бывает скучно, неинтересно.

Степень социализации

Когда ребенок пошел в сад, у него резко возрастает количество личностных контактов. Особых трудностей не испытывают те ребята, круг общения которых и прежде был широким, не ограничивался только членами семьи.

У тех малышей, которые редко контактировали с чужими людьми, наблюдаются сложности в социализации, налаживании взаимодействия с окружающими. Неумение общаться, решать конфликты внутри группы вызывает тревогу и стойкое отрицание.

Как ускорить адаптацию

Спланировать время визитов в сад на начальном этапе. Сначала бросайте малыша на пару часов, позже попробуйте остаться на обед и так далее.

Не нужно затягивать время прощания утром, это вызовет лишь лишние слезы или настоящую истерику. Попрощайтесь, объясните, когда придете и уходите. Если ребенок очень сложно расстается с мамой, попробуйте поручить утренний поход в сад кому-то другому.

Пусть возьмет какую-то игрушку, мамин платочек, «ключ» от дома, согласовав предварительно с воспитателем.

Придумайте причину, по которой малышу непременно нужно явиться в детский сад. Поздороваться с хомячком, покормить рыбок, угостить Петю конфетой.Постарайтесь не прерывать посещение детского сада без веской причины (болезнь).

Причины трудного привыкания

  • Нет режима дня, похожего на садовский.
  • Несформированность основных гигиенических навыков.
  • Вредные привычки (укачивание при засыпании, использование соски).
  • Слишком маленький возраст.
  • Неумение самостоятельно организовать игру.
  • Проблемы со здоровьем и степень сформированности психики.
  • Малый опыт общения, взаимодействия с людьми.

Что делать, когда у ребенка нет желания идти в детский сад?

Малыш уже какой-то промежуток времени ходит в сад, и тут он заявляет, что больше не пойдет. Крики, истерики, категорическое нежелание оставаться без мамы. Можно решить, что он «не садовский» и сидеть с ним дома, или нанять няню. А можно попытаться выяснить причины такого поведения, и найти пути решения проблемы.

Пообщайтесь с воспитателем, спросите о поведении ребенка с детьми, на занятиях. Спрашивайте и у крохи, как прошел его день. Попросите нарисовать садик, проанализируйте рисунок вместе с воспитателем.
Сохраняйте спокойствие. Уравновешенные родители – спокойный ребенок.
Если ситуацию не удастся изменить самостоятельно – воспользуйтесь помощью опытного психолога.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here