В некоторых семьях актуальным является вопрос, нормально ли, что ребенок стеснительный и стоит ли родителям переживать. Такое беспокойство считается нормальным, ведь маленькому человеку нужно адаптироваться в обществе, а сделать это при особенно выраженной стеснительности, непросто.
Когда нужно беспокоиться
Поведение ребенка зависит от множества факторов и также как у взрослого человека, оно может меняться в зависимости от возникших условий. Родителям не нужно путать естественную реакцию малыша на непривычные обстоятельства, ситуации и патологические признаки стеснительности. Учитывать следует характер, темперамент ребенка, который не нужно сравнивать со своим, он может кардинально отличаться. Часто именно эти параллели приводят к излишнему моральному давлению на сына или дочь, а уже как следствие – формирование комплексов и развитие других качеств, характерных для неуверенных в себе личностей.
Признаки стеснительности, на которые следует обратить внимание
На практике заметить, что стеснительность приобрела патологический характер, можно по определенным признакам. Они могут иметь следующие проявления:
- Внешние признаки. По мимике, взгляду и жестам можно понять психологический дискомфорт ребенка, у некоторых появляются нервные тики. Поведение меняется даже при незначительной смене обстановки, при разговоре с малознакомыми людьми. Может бледнеть кожа, зрачки особенно подвижны или постоянно опущены глаза.
- Ребенок не стремится к общению со сверстниками, не идет с ними на контакт, не участвует в играх, совместных занятиях. У дошкольников или подростков мало, или вообще нет друзей, они предпочитают проводить время в одиночестве.
- Безынициативность. Дети с выраженной стеснительностью не предлагают идеи для игр, безучастны в них, их особо не прельщают массовые мероприятия. Свои идеи и мысли они редко озвучивают, реализовывают. Пассивность может наблюдаться в собственных начинаниях, а также в коллективных делах.
- Отсутствие собственного мнения. Ребенку проще принять чужую точку зрения, чем настаивать на своей. На это следует обратить внимание родителям, если такая ситуация происходит постоянно и со всеми людьми.
- Скрытность. Обнаружить такую черту можно уже у дошкольника, когда он не делится новостями из сада, ничего не рассказывает после прогулки или какого-либо мероприятия. Такое поведение не всегда связано с особой стеснительностью, но если подобное происходит, то возможно во взаимоотношениях не хватает доверия, что также нужно исправлять.
- Нарушения речи, например, заикание.
Если вышеперечисленные признаки имеют четкие проявления, то родители должны обратить внимание на поведение ребенка. Если действительно есть проблемы, стеснительность и сопутствующие характерные черты очевидны, то нужно принимать меры.
Почему нужно помогать ребенку побороть стеснительность
Несмотря на то, что спокойный, застенчивый ребенок в семье меньше доставляет беспокойств, в дальнейшей жизни ему будет сложно адаптироваться. По мнению психологов, и как показывает практика, изначально стеснительные дети, у которых это психическое состояния имеет патологический характер, впоследствии встречаются со следующими сложностями:
- Трудности взаимоотношений со сверстниками, одноклассниками, а в дальнейшем и с коллегами.
- Ребенок, подросток может испытывать различного рода давление со стороны других людей. Над ним могут насмехаться, издеваться, манипулировать.
- Депрессионные состояние, одиночество.
- Боязнь высказать свое мнение.
- Нереализованность в профессии, семье и в целом в социуме.
- Психологическая неуравновешенность.
- Развитие комплексов различного характера.
Для каждого ребенка чрезмерная стеснительность может по-разному проявиться в подростковом возрасте, во взрослой жизни и чаще эти последствия преимущественно негативные.
Как помочь стеснительному ребенку
Поддержка и помощь родителей обязательно нужно для преодоления чувства застенчивости. Чем раньше взрослые обратят внимание на поведение малыша, тем проще развить уверенность в ребенке, лидерские и другие качества.
Из основных рекомендаций относительно взаимоотношений со стеснительным сыном или дочерью, можно выделить:
- Чаще хвалить, поощрять. Любому человеку приятна похвала и положительная оценка поступков, тем более малышу. Нужно изначально поощрять его деятельность, аккуратно корректируя его действия, если он делает что-то неправильно. Хвалить можно практически за любые достижения, например, сам поздоровался, поделился игрушкой, потрудился и нарисовал, построил и так далее. Для более взрослых детей положительные комментарии их деятельности также важны, поэтому лишний раз похвалить дошкольника, подростка будет полезно.
- Поддерживать проявление инициативы. У стеснительных детей инициатива может быть практически незаметной, но даже при минимальной ее проявлении, необходимо поддерживать ребенка. Категорически запрещать это делать не нужно, если по каким-либо причинам это сделать невозможно, то нужно предложить альтернативу и одновременно похвалить за инициативность. Например, малыш решил налить чай, но он еще мал, может обжечься, предложите ему налить компот или сок, для интереса напитки можно перелить в другую емкость. Со взрослыми детьми нужно действовать по аналогии, в соответствии с ситуацией.
- Ненавязчиво показать преимущества знакомства с новыми людьми, общения, участия в различных мероприятиях. Показать стеснительному ребенку положительные стороны общения не всегда просто, так как он должен чувствовать заинтересованность в общении. Иногда целесообразно вступать в контакт с новыми знакомыми вместе. Например, начать вместе с детьми играть, а потом аккуратно отстраниться, оставив ребят самостоятельно взаимодействовать. Можно делиться со своим сыном или дочерью, если они относительно взрослые, насколько интересно участвовать в тех или иных мероприятиях, как пригодилось в жизни новое знакомство и так далее.
- Приучать к самостоятельности, разрешать принимать решения, интересоваться мнением, по возможности поступать, как предложил ребенок. Развитие самостоятельности у ребенка – один из важных моментов в воспитании. Самостоятельный человек в редких случаях будет стеснительным, так как для достижения целей и принятия решений необходимы решительные действия. Уже с детства нужно приучать кроху принимать решения, нести за них ответственность. Важно в случае проступков подбирать соответствующее наказание, чтобы у малыша не пропало последующее желание, что-то предпринимать самостоятельно. Начать можно с выбора цвета игрушки, одежды.
- Нужно выслушивать ребенка, проявлять интерес к его проблемам. Среди повседневных забот иногда просто не хватает время поговорить с сыном или дочерью, хотя это очень важно не только для доверительных отношений в семье, но и для уверенности ребенка, что он нужен, его проблемы важны. Понимание, что его всегда поддержат, выслушают, поймут только положительно действует на формирование личности, в том числе на степень застенчивости.
- Показывать пример. Родители, особенно у маленьких детей, являются примером для подражания, поэтому именно на этой особенности можно немного подкорректировать поведение ребенка. Если мама или папа является замкнутым человеком, не стремится к общению, то высокий риск того, что подобную манеру держаться на людях примет сын или дочь.
- Научить общению, вместе бороться со страхами. Возможно маленький человек просто не умеет правильно общаться, у него нет опыта выступать на публику, вести диалог. В некоторых случаях достаточно разъяснить все тонкости тех или иных ситуаций, вместе прорепетировать. Например, если школьник стесняется выходить к доске, то можно проиграть эту ситуацию дома. Пусть он запомнит это эмоциональное ощущение, когда не страшно, не волнительно и уже при ответе «перенесет» его в класс. По каждой ситуации родитель может дать ценные рекомендации, но для начала нужно убедиться, что они правильные. Для этого можно поизучать дополнительную информацию.
- Найти интересное занятие, хобби. Важно, чтобы именно ребенок выбрал секцию, творческий кружок или школу. Заставлять заниматься тем, что интересно родителю, а не самому мальчику или девочке, не нужно.
- Научить ребенка любить себя, воспринимать свою личность. Иногда малыш просто недооценивает себя, сравнивает с другими и сам себе внушает, что он хуже. Нужно поднимать самооценку сыну или дочери.
Применяя на практике рекомендации по преодолению стеснительности у ребенка, нужно удостовериться, что действительно проблема существует. Есть вероятность, что это просто особенности темперамента и беспокоиться не нужно, а излишний напор родителей может, как раз, и привести к развитию неуверенности, стеснительности.
Что не нужно делать
Пытаясь помочь ребенку преодолеть стеснительность, стать коммуникабельным и раскрепощенным, некоторые взрослые неосознанно усугубляют ситуацию. К распространенным ошибкам можно отнести:
- Постоянное сравнение ребенка. Родители могут часто проводить аналогии с собой, с другими детьми, тем самым понижая самооценку взрослеющего человека.
- Не навешивать ярлыки. Если регулярно называть ребенка застенчивым, несамостоятельным и определять другие черты его характера, то даже в случае их отсутствия со временем они могут развиться. Кроме этого, такие «ярлыки» могут быть достаточно обидными.
- Не принуждать. Приходить на мероприятия, которые чадо категорически не хочет посещать, заставлять общаться с людьми и проводить другие принудительные действия, способны привести к другим психологическим расстройствам. Рекомендуется не заставлять, а аккуратно корректировать поведение сына или дочери.
- Не акцентировать внимание на недостатки. Указывать на физические или поведенческие недостатки, связанные с психологическими или эмоциональными нарушениями, для ребенка может стать дополнительной травмой. Относительно выраженной стеснительности, это означает, что не следует постоянно напоминать сыну или дочери, что он не умеет спокойно общаться с другими людьми, у него есть другие сопутствующие проблемы.
- Не выяснять отношения при детях, не комментировать с отрицательной стороны поведение малыша, дошкольника или подростка. Исключать фразы, которые могут заставить ребенка думать, что семейные споры, разногласия возникают из-за него.
Как преодолеть застенчивость у детей? «Совет детского психолога» в Утре на 7
При особенно выраженных поведенческих нарушениях, когда ребенок становится замкнутым, плохо идет на контакт даже с близкими, отмечаются затяжные депрессивные состояния, истерики, проблемы с речью, то уже необходима консультация специалиста. Важно не упустить момент, чтобы предупредить развитие более серьезных патологий.