Чтобы развивать эмоциональный интеллект, необходимо изучить механизм управления эмоциями. Эмоции управляют человеком. Контроль над эмоциями осуществляется с помощью мозга. Органы чувств накапливают воздействия на человека и направляют их в таламус.
Таламус— область головного мозга, отвечающая за перераспределение информации от органов чувств. Импульсы поступают в ядра таламуса.
После того как информация о каком-либо ощущении поступила в ядро, в нем происходит её первичная обработка.Из таламуса один сигнал идет в миндалевидное тело, другой — в думающий мозг (неокортекс).
Неокортекс (новая кора) – новые области головного мозга, которые составляют основную часть коры. Новая кора располагается в верхнем слое полушарий мозга и отвечает за высшие нервные функции: сенсорное восприятие, выполнение моторных команд, осознанное мышление и речь.Английский антрополог Робин Данбар обнаружил, что размер неокортекса линейно зависит от количества постоянно поддерживаемых социальных связей.
Миндалевидное тело отвечает за эмоции и инстинкты. В него сигнал доходит быстрее. Природой заложены эти механизмы, чтобы человек мог быстро реагировать на опасность. Пока неокортекс не включился, реакции диктуют инстинкты. Адекватная реакция приходит от неокортекса. И только после этого начинается анализ. Происходят не инстинктивные, а осознанные реакции.
Понятие эмоционального интеллекта
До появления эмоционального интеллекта показателем развития был IQ – разумный интеллект. В фильме «Форест Гамп» главного героя не хотели брать в престижную школу из-за низкого IQ, но его мама умела договариваться. Благодаря ее воспитанию Форест Гамп стал успешным без наличия высокого IQ. «Может, я и дурак, но я знаю, что такое любовь».
Психолог Дэниел Гоулман ввел понятие эмоционального интеллекта. По его теории EQ (эмоциональный интеллект) сосредоточен в миндалевидном теле. Он отвечает за быстрые реакции. IQ — разумный интеллект, обрабатывающий адекватные реакции. Книга Дэниела Гоулмана так и называется «Эмоциональный интеллект». В ней приводится иллюстрация понятия.
Человек проснулся ночью от грохота. Ему показалось, что рухнул потолок. Он вскочил и мгновенно выбежал из комнаты. Когда он вернулся в комнату, увидел, что просто упали коробки, которые его жена сложила в углу. Сработал его эмоциональный интеллект. Да, он ошибся, но при реальной опасности его действия спасли бы ему жизнь.
В разговоре человек в первую очередь обращаем внимание на эмоции собеседника, а уже потом на свои. Если ему не нравится тон собеседника, включается эмоциональный интеллект, и он уже не можем дальше адекватно продолжать беседу.
Чтобы управлять эмоциональным интеллектом необходимо
1. Знать свои эмоции. Наблюдать, что вызывает гнев или радость.
2. Управлять своими эмоциями. Человек управляем в состоянии негативных эмоций. За агрессию и любовь в мужском организме отвечает один гормон – тестостерон. Практика, которая работает безотказно – это плохой и хороший полицейский. Один запугивает, а другой дает надежду. Человек хватается за соломинку и делает так, как говорит хороший полицейский.
3. Мотивировать самого себя. Приведение эмоций в порядок для достижения целей.
Если вы хотите бросить курить. Достаточно представить, что вы получите, когда достигните этой цели. Например, улучшите состояние здоровья, избавитесь от неприятного запаха.
4. Распознавать эмоции других людей. Проявлять эмпатию (сопереживание).
Эмпатию можно тренировать. На телесном уровне достаточно подстраиваться под позу собеседника, придерживаться комфортного расстояния для него и выбросить все посторонние мысли из головы. Необходимо по-настоящему внимательно слушать и вникать в информацию собеседника.
5. Поддерживать взаимоотношения.
Как работает эмоциональный интеллект?
Основная эмоция, которая возникает в неизвестной ситуации – это страх. Она придумана эволюцией, чтобы сохранить жизнь. В состоянии страха миндалевидное тело сначала оценивает безопасность объекта. Если он оказывается опасным, то человек приходит в состояние трусости. В обратной ситуации появляется агрессия. Следующим этапом происходит выплеск агрессии или тревоги, если объект оказался опасным, по мнению человека. Подавленная агрессия либо приводит к заболеваниям (психосоматика), либо человек срывается на близких.
По мнению американского психолога Пола Экмана, человек имеет 7 базовых эмоций: злость, грусть, презрение, отвращение, страх, удивление, радость. Они перемешиваются и образуют базу автоматических реакций на происходящее. При этом обычно 2 эмоции являются в жизни определяющими. Наша задача выяснить, какие именно.
Чтобы узнать, насколько вы понимаете свои чувства, ответьте на 3 вопроса: какую эмоцию я сейчас испытываю? полезна ли она сейчас для меня? как часто в течение дня я испытываю эту эмоцию?
Опишите только те эмоции, которые вы отметили у себя, ответив на все 3 вопроса. Упражнение поможет запустить процесс самоанализа. Делайте его регулярно в разных ситуациях, и со временем вы привыкните обращать внимание на свои чувства.
Неокортекс – это компьютер в человеческом мозге. Он в 10 раз больше, чем миндалевидное тело Неокортекс оценивает всестороннюю ситуацию и выдает адекватную реакцию. Происходит взаимодействие эмоционального интеллекта (EQ) с разумным (IQ). Для того, чтобы дать время неокортексу оценить ситуацию, нельзя отвечать первое, что придет на ум.
Русская императрица Екатерина Великая, по воспоминаниям современников, набирала в рот воды и ходила с ней по залам и коридорам дворца, пока не успокаивалась. Это помогало ее неокортексу заработать. Она интуитивно делала паузы прежде, чем ответить, отреагировать, выпустить гнев.
Как заставить работать эмоциональный интеллект?
Начинать любой разговор нужно с преодоления страха. Для этого существуют специальные методики:
1. Аутотренинг. Попытайтесь полностью расслабиться. Произносите: «Я справлюсь!». Рекомендуется делать в течение 2-х недель по 5 минут.
2. Десенсибилизация – это разновидность аутотренинга. Применяется в случае запущенного страха 15-20 минут в день в положении лежа. Представьте самую страшную ситуацию. Посмотрите на нее, как зритель. Постепенно приближайте или, в случае дискомфорта, удаляйте ее от себя. Пока тело не перестанет бояться.
3. Имплозивная терапия, флудинг – погружение в ситуацию. Ярким примером является история мальчика, который чуть не утонул. Он начал бояться воды, избегать активных видов спорта, стал хуже учиться. Его друг притворился, что тонет, и мальчик поборол страх воды, чтобы спасти человека. Страх – это ожидание неизведанного. Опыт и навыки помогают побороть страх.
4. Побороть страх другой эмоцией. Попейте чай с мороженым или представьте вашего потенциального собеседника в комичной ситуации.
5. Положительное и отрицательное подкрепление успеха. Если переговоры прошли неудачно, собираясь на новые, вспоминайте только те, что привели к положительному результату!
6. Работа со страхом с помощью внутреннего диалога. Если предстоит сделать что-то неизвестное, произнесите про себя фразу, которая превознесёт вас над всей ситуацией (нельзя применять в семейных отношениях). При столкновении с агрессией ведите внутренний диалог, чтобы дать время неокортексу выдать адекватную реакцию.
7. Борьба со страхом при помощи спорта. Физически крепких людей априори боятся.
Говорить приходится даже в тех случаях, когда неловко. Имеет значение не только то, что мы говорим, но и как мы это произносим. Чтобы тренировать мимику и речь, говорите перед зеркалом. Записывайте себя на телефон, чтобы понять, как вашу речь слышат другие. Читайте вслух классическую литературу, и ваш пассивный словарный запаса увеличится.
Изучайте каналы новостей, чтобы поддержать любой разговор.
Миндалевидное тело оценивает позу, в которой находишься. От этого зависит инстинктивное поведение. Поэтому в военных учреждениях учат ходить, держать осанку.
При общении «не лейте воду», а говорите тезисно.
На любых переговорах обращайтесь к собеседнику по имени. Для этого при знакомстве запоминайте, как зовут человека.
Упражнения по развитию речи
1.Орешки в рот и скороговорки. Древнегреческий оратор Демосфен обладал плохой дикцией. Чтобы справиться с этой проблемой, он набирал в рот камни и произносил речь. Камни можно заменить орешками. Радиоведущие перед эфиром произносят текст с пробкой во рту. После такого упражнения дикция становится чётче.
2. Упражнение из курсов актерского мастерства. Студентов сажают в круг и предлагают описывать один и тот же предмет в течении 5 минут. Каждый должен поучаствовать. Когда говоришь ни о чем, неокортекс включается, начинается анализ и выдаются осмысленные реакции.
3. Упражнение на дыхание «33 Егорки». Произнесите: «Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки», сделайте вдох и продолжайте на выдохе: «раз – Егорка, два – Егорка, три – Егорка…» и так до 33.
*При явных дефектах речи обращайтесь к логопеду.
Обладателю высокого EQ подойдет работа, требующего постоянного взаимодействия с людьми, включающая участие других.Но развитый эмоциональный интеллект имеет другую сторону медали. Когда сосредотачиваешься на другом человеке, забывая о себе, снижается результативность переговоров. Надо помнить о своих целях. Разница между жертвенностью и здоровым эгоизмом в том, что при втором составляющем личности выигрывают оба участника переговорного процесса.